3 комментария

Во времена пещерного человека вопрос освещения решался просто. В хижине или пещере обязательно имелся очаг–костер. Дневной свет проходил через дымовое отверстие и через вход. Естественно в холодное время года естественное освещение отсутствовало, по причине сберегания тепла. Таким образом, уже в жилищах первобытного человека присутствовало как естественное таки искусственное освещение.

С бронзового века и до Римской империи, количество источников освещения меняется. Развивается человеческое общество и постепенно появляется понятие «интерьер». Функция света стала не только утилитарной, но и эстетической.

Изначально окна делались маленькие и узкие, который затягивали пузырем или  закрывали ставнем. Основное их назначение было разглядеть нападающих и начать оборону. Такие окна назывались амбразурами. Верхний свет оформлялся опейоном, который уже имел декоративное значение.

В русских избах, топившихся по черному такие отверстия назывались дымником или дымарем.

Средние века готика, романтика, Ренессанс, барокко и классицизм создали большое разнообразие форм оконных проемов. Окна теперь становятся украшением фасада, с большим количеством декора. Появилось стекло, которое расширило возможности строительства и декора. В эпоху ренессанса появляется такой вид естественного освещения как световой фонарь.

imagesimages (6)images (7)

 

 

В эпоху Византии окна были небольшими и имели прямоугольное или полуциркульное завершение. Тот, кто мог себе позволить заказывал на окна передвижные деревянные рамы, в которые вставлялись стекла. Часто стекла делали цветными. Остекление могло также комбинироваться с глухими ставнями на другой части окна.

В период Готики окна были уже достаточно большими по размеру и различных форм. Вместе с окнами имеющие стрельчатые завершения, характерные для готики, существовали и окна-розетки круглой формы. Узор переплета мог быть очень сложным.

В эпоху ренессанса и барокко к имеющимся типам окон добавились арочные завершения в виде занавеса. Заполнение проемов стеклами с частым деревянным и свинцовым переплетом было у же привычной практикой, новым веянием стало богатое декорирование орнаментами проемов. Простенки между окнами заполнялись скульптурой или лепниной.

0_58657_9ff36d0d_L Еще один источник верхнего естественного света – мансарда. До недавнего времени мансарда воспринималась как прибежище художников и поэтов, так как аренда ее стоила дешевле.

Этот тип дневного освещения очень эффективен. Для хорошего освещения не всегда достаточно фасадных окон.

Еще один хороший способ освещения дома – внутренние окна. К ним стоит прибегнуть, если в холл или коридор попадает недостаточно света.

В начале XX века появился метод вытяжного проката стекол. Это давало новые возможности, а именно избавиться от свинцовых решеток и деревянных перемычек, ведь теперь можно было изготавливать стекло любой площади. Тогда и появились витринные стекла. Это дало новый толчок для развития архитектурных идей. Лучше всего это можно увидеть на примере Хрустального дворца в Лондоне построеногов1851году. images (3)

В современных домах можно увидеть оконные проемы любой формы. Популярно также и сплошное остекление и не только для торговый павильонов.

Изначально источником искусственного света был очаг, который находился в центре жилища. В то же время появляется ему в помощь факел, который был более мобильным. В средние века факел устанавливали в кованые зажимы, которые стали прообразом бра.

Со временем количество источников света увеличилось. Их можно разделить на подвесные , боковые и переносные. В качестве горючих жидкостей использовались различные масла, а также нефть для наружного освещения.

Пришедшая вслед за свечами и лампадами эра керосина подарила нам хит в виде лампы «летучая мышь». Здесь нужно вспомнить знаменитые светильники Тиффани.

images (4) images (8)

Газовые фонари совершили революцию в освещении улиц. Комнатная их разновидность мирно соседствовала с керосиновыми лампами. К сожалению, они нещадно коптили.

А после да здравствует эра электричества. Сегодня если отключат электричество мы чувствует себя рыбами, выброшенными из воды. Ведь электричество это не только освещение, но и многое другое. Даже двери открывающиеся при помощи электричества инее только в лифте.

Многие исторически сложившиеся виды искусственного освещения до сих пор живут в наших домах. Изменяется форма, декор, появляются современные материалы, но принципы остаются теми же.

images (9)  images (10)

В больших залах верхний подвесное освещение – люстра, дополнительные боковые светильники – бра. Настольные лампы все те же. В дополнение к ним стало еще использоваться в декоративных целях точечная подсветка, светодиодные лампы, которые служат для создания дополнительных эффектов и создания разнообразных световых композиций.

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

3 комментария

  1. Люссоль

    Достаточно познавательно. Одна поправка – верхнее освещение (не только подвесные люстры, но и потолочные), и не боковые светильники, а настенные (бра).

    Ответить

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Оставьте ссылку на вашу статью!