Водяное отопление в гараже: как правильно обустроить и подобрать схему

Владельцы автомобилей не понаслышке знают о том, какое негативное воздействие оказывает на автомобиль холод. Происходит замерзание смазки, двигатель плохо заводится, а ремонтные работы становятся мучением. Для того чтобы избежать всех этих трудностей, для гаража нужно организовать альтернативное отопление. Осуществить такой процесс можно своими руками, в этом плане отлично подходит водяное отопление гаража.

Автономное или совмещенное с домом водяное отопление?

Для обогрева гаража можно использовать уже имеющуюся магистраль центрального отопления или оборудовать новую, автономную. Первый вариант подходит для технических помещений, являющихся пристройкой к жилому дому или расположенных в непосредственной близости от него (максимум – 40 метров). Постройка автономной котельной будет экономически обоснованной, если гараж – это отдельная постройка. Еще более выгодным для собственников гаражей автономное отопление будет в том случае, если оборудовать комплексный обогрев нескольких помещений, например, в рамках гаражного кооператива.

Система водяного отопления своими руками: однотрубная система

Схема водяной системы отопления.

Такое отопление гаража может быть одно- и двухтрубным. Если применяется однотрубная система, то теплоноситель (вода) проходит последовательно по всем радиаторам, а потом возвращается к нагревателю. Если применяется двухтрубная система, то распределение воды осуществляется посредством подводящей трубы между батареями, после которых вода собирается в отводящую трубу.

Когда делаете отопление гаража, нужно принимать во внимание то обстоятельство, что однотрубная система намного проще: затраты на трубы предполагаются небольшие, скорость постоянная и набор теплоносителя. Однако у однотрубной системы есть и некоторые недостатки: степень нагревания радиаторов разная, от первого к последнему она снижается и от яруса к ярусу тоже. Тем не менее такие недостатки не являются существенными, так как многоэтажные гаражи – редкое явление, а для одноэтажных такое отопление подходит как нельзя лучше. К тому же стоит отметить то обстоятельство, что сделать такой монтаж своими руками не трудно.

Если есть возможность установки теплогенератора ярусом ниже, чем батареи (в подвале), то циркуляции воды никакого специального оборудования не нужно. Все дело в том, что когда вода нагревается, она расширяется, а если температура превышает 40°С, то воздух теряет растворимость в воде и происходит его выделение. Благодаря такой разности давлений и происходит движение воды по трубам. Водяное отопление популярно еще и потому, что сделать его можно без больших финансовых затрат.

В том случае, если все водяное оборудование находится на одном этаже (что характерно для большинства гаражей), необходимо использование отопительного насоса. Нужно, чтобы было компенсировано расширение и поддерживалось давление в системе, для этого в верхней точке устанавливают расширительный бак.

Безопасность самодельного отопления

Исправной работе автомобиля требуется правильная эксплуатация и качественный уход.

Преимущества отапливаемого гаража безусловны, однако существует ряд требований, которые необходимо соблюдать:

  1. Отопление гаража должно быть сделано безопасным. В гараже хранятся различные горючие вещества, которые могут быстро воспламениться. Кооперативные гаражи располагаются близко друг от друга, возгорание может стать причиной колоссальной аварии.
  2. Система отопления гаража должна отличаться автономностью.
  3. Иметь надежную систему блокировки в случае возникновения аварийной ситуации.
  4. Перепады температуры или перебои в электропитания не должны сказываться на работе отопления.
  5. Главными принципами работы должны быть экономичность и целесообразность.

Особенность отопления гаража заключается в отсутствии необходимости прогревать помещение до температуры + 20 градусов, достаточной температурой будет + 5-8 градусов, что обеспечит должный прогрев автомобиля и предотвратит возникновение коррозии и плесени.

Установка регистра

Сделать водяное отопление, использующее котел, сваренный из листовой стали, или змеевик из труб, можно своими руками при наличии навыков работы со сварочным аппаратом. При самостоятельном изготовлении нужно учитывать, что толщина листового металла или стенок труб должна быть не менее 3-5 мм. Нагрев такого змеевика будет происходить медленно по сравнению с тонкостенными устройствами, но срок службы его будет значительно дольше. Прогорание стенок из тонкого металла приведет к капитальному ремонту печи, в которой установлен нагревательный элемент.

В самостоятельно изготавливаемых конструкциях змеевиков может быть использована старая батарея (радиатор отопления) из чугуна. Для применения ее в качестве теплообменника требуется предварительная подготовка: радиатор нужно разобрать на секции, промыть изнутри от накипи и ржавчины соответствующими составами и проверить на наличие дефектов (течей). Исправные секции соединить вновь, используя в качестве уплотнителя между ними асбестовый шнур, пропитанный олифой. Подготовленный радиатор можно установить в топке кирпичной или металлической печи как сбоку, так и над пламенем. В последнем случае батарея должна быть расположена в горизонтальной плоскости.

Сварной теплообменник системы водяного отопления может иметь разную форму. В случае, если печь не планируется использовать для приготовления пищи, регистр или котел можно изготовить в виде П-образной конструкции из труб или листового металла. Так КПД самодельного котла можно увеличить за счет увеличения нагреваемых пламенем поверхностей. Для обеспечения возможности готовить на плите, расположенной над топкой, потребуется другая конструкция. В этом случае будут нагреваться емкости, расположенные на боковых поверхностях печи, и плита, расположенная так, как она обычно устанавливается в варочных конструкциях.

Размеры котла или регистра устанавливаются индивидуально. При установке теплообменника в печь с водяным отоплением нужно оставить зазор между ним и стенками для расширения при нагреве. Размер зазора не должен быть менее 1-1,5 см.

Газовая печка для гаража своими руками

Газовый нагреватель собрать своими руками, при соответствующих навыках, сможет любой человек. Для начала заготовьте необходимые материалы, инструменты: — Листы железа 0,8 мм — Сетка железная (подойдет рабица). — Сито железное старое. — Газовая горелка с клапаном защиты. — Баллон для газа. — Металлическая арматура.

Начнем с подготовки сита под габариты будущей печурки. Сито кладем на лист железа. Обводим его гвоздем или маркером. Размечаем боковины по краям листа. Длина прямоугольника должна быть такой, чтобы обхватить сито и будущее дно печки. Ножницами по металлу вырезаем размеченные контуры. Сзади, мы разместим горелку. Делаем разметку, далее сверлим и крепим горелку. Далее соединяем все детали между собой. Поверх сита на пластинах будет крепиться сетка рабица.

Крепим ножки к корпусу, при помощи заклепок. Прикручиваем шланг к клапану горелки. Пускаем газ из баллона. Нужно учесть некоторые нюансы. Если у вас есть рядом магистральный газ, то вы потратите некоторое время, на все согласование с газовой службой. Вам будет нужно сделать проект, провести в хоз-блок вентиляцию если ее нет, сделать нужный фундамент под корпус из негорючих материалов. Вас заставят выдержать размеры от печи до ближайших горючих конструкций.

Читайте также:  Как и чем лучше утеплить трубы отопления на улице своими руками

До пола из горючего материала должно быть 1,5 метра. До ближайшей деревянной стены должно быть более 70 см. До потолка должно быть не менее 1 метра. Если у вас настенный котел, то крепить его можно только на капитальную стену. По правилам пожарной безопасности, не должно быть захламления проходов. Если на полу присутствует масло, то на пол нужно положить цементную плиту, или листовое железо. При эксплуатации такой печи важно учитывать моменты: — Проверять исправность вентиляции в помещении. — После каждого использования нужно перекрывать вентиль подачи газа. — На баллоне должен быть обязательно редуктор, который защитит от обратного удара.

Правила безопасности при устройстве отопления в гараже

  • весь комплекс электропроводки должен иметь общий контур заземления;
  • приборы и оборудование, вырабатывающие тепло на принципе сжигания различного топлива, удаляются на безопасное расстояние от автомобиля, легко воспламеняющихся материалов;
  • не оставлять без надзора включенные электрообогреватели на длительное время;
  • газовая топочная должна быть изолированная от гаража, с естественным освещением, самостоятельным входом;
  • дымоотводящие каналы и трубы должны иметь достаточное сечение, расположенное выше конька крыши не менее чем на 1 м, хорошо утепленное с наружной стороны;
  • пол под приборами отопления выполняется из негорючих материалов.

Особенности монтажа газового отопления

Схема устройства газового котла

Еще раз напомним о том, что перед тем как сделать отопление в гараже на газе, необходимо предусмотреть все возможные меры защиты, обеспечивающие безопасность эксплуатации газового котла. В процессе проведения работ обязательно должны соблюдаться следующие условия:

  1. Место расположения котла в гаражном помещении подлежит согласованию с газовыми службами вашего района. Его выбор должен производиться с учетом способов отвода отработанных продуктов, предполагающих использование действующего дымохода, либо прокладку отдельного трубопровода.
  2. Для эксплуатации газового котла должны использоваться лишь хорошо отапливаемые (непромерзаемые) помещения, оснащенные системой вентиляции.
  3. Монтировать современные газовые котлы в гаражах допускается лишь на капитальные (несущие) стены строения.
  4. В процессе монтажа особое внимание должно уделяться процессу сочленения элементов котла с трубопроводом, по которому газ поступает в помещение. При этом обязательно должны выполняться требования инструкции по подключению к газовой магистрали. Самый простой способ решения поставленной задачи – воспользоваться услугам специалистов, способных обеспечить требуемую надежность соединения.
  5. Монтаж оборудования отопительной системы должен производиться с тем расчетом, чтобы к любому ее элементу всегда имелся свободный доступ.
  6. При размещении котла в отдельном шкафу необходимо предусмотреть небольшой зазор между стенками и корпусом (порядка 5 см).
  7. Выбор мощности периферийного отопительного оборудования следует производить с учетом рабочей производительности газового котла.

Варианты печек

В зимнее время пребывание в не отапливаемом гараже является довольно неприятным. Именно поэтому специалисты рекомендуют рассмотреть вариант с установкой источников тепла. Классическим вариантом является стальная буржуйка. Для ее изготовления используют старые баллоны, бочки и трубы большого диаметра.

Читайте также:  Варианты расчета твердотопливных котлов большой мощности

Печки могут иметь любую конструкцию и размеры

Изготовить самодельную печку очень просто. В большинстве случаях используемый корпус имеет готовый вид или требует небольших доработок. Если есть навыки работы со сварочным аппаратом, то можно остановить выбор на сварной конструкции. Для изготовления используют листовой материал определенной толщины.

Важно! При желании можно соорудить кирпичную печь. Но, такой вариант обладает некоторыми недостатками, такими как большие размеры и низкая продуктивность. Использования конструкции из кирпича в гараже считается малоэффективным.

Зачастую для отопления используют буржуйки, которые работают на дровах и других горючих материалах. С их помощью можно быстро нагреть гараж до оптимальной температуры. Такой вариант имеет существенный недостаток – большое потребление топлива. Именно поэтому в последнее время все больше популярностью стали пользоваться печи для гаража длительного горения. Полной заправки вполне достаточно для 8-часовой работы. Это позволяет постоянно поддерживать температуру в гараже.

Не меньшей популярностью пользуются печи, работающие на отработке. При выборе такого метода стоит учесть некоторые нюансы. Вовремя горения выделяются тяжелые металлы. Поэтому важно обустроить продуктивную вытяжку.

Буржуйки самый распространенный вариант

Чем топить

Вопрос выбора топлива важный. Рассмотрим каждый вид топлива отдельно.

Чем топить

В частном доме обычно используют газ, как источник топлива для котла. Достоинства этого вида топлива известны всем. Однако если гараж размещен далеко от линии газопровода, то вести специальную ветку выйдет крайне дорого.

Чем топить
Чем топить

Жидкое топливо является довольно экономичным вариантом, отработанное масло можно скупать по очень низким ценам. Продаются котлы, рассчитанные исключительно под этот вид топлива. Опасность заключается в том, что необходимы большие запасы отработанного масла, которое может воспламениться, риск довольно велик.

Чем топить
Чем топить

Твердое топливо – это дерево, уголь, мусорные отходы, прессованные брикеты и многое другое. Не плохой вариант для гаража, ведь топить нужно не все время и поддерживать небольшую температуру. Есть один значительный минус. Необходимо раз в сутки наведываться и загружать котел новой порцией топлива, если этого не сделать вовремя, то трубы могут перемерзнуть и лопнуть.

Чем топить
Чем топить
Чем топить
Чем топить

Электричество наиболее оптимальный вариант топлива для котла. Отличается дешевизной, автономностью, не требует затрат на подвод к помещению, не вызовет негодования со стороны соседей.

Для чего необходимо обогревать гараж?

Многие российские автовладельцы владеют неотапливаемыми гаражами. Решение купить или построить такой гараж у всех было вызвано разными факторами: возможно в целях экономии, возможно постройка задумывалась как временная и т. п. Безусловно, стоянка авто в таком гаражном помещении более выигрышна, чем просто на улице: авто не пострадает от капризов непогоды, вам не придется счищать с авто снег по утрам, да и в таком гараже просто на пару-тройку градусов теплее, чем на улице.

Однако неотапливаемый гараж — безусловно, менее комфортен как для авто, так и для его владельца. Наиболее частые проблемы — приходится садиться в холодный салон, ежедневно прогревать мотор, регулярно проверять давление в шинах и уровень жидкостей, которые могут меняться из-за перепада температур.

Для чего необходимо обогревать гараж?

Кстати проблема перепада температур свойственна и при хранении авто в отапливаемом гараже. Так, при выезде автомобиля из тепла на мороз, часто случается запотевание стекол, фар, плохо переносит резкие перепады и краска на кузове, что в редких случаях может даже привести к отслоению ЛКП.

В связи с этим возникает вопрос: так какую же температуру можно считать оптимальной для хранения автомобиля зимой?