Warning: Undefined array key 9 in /var/www/ideiwdom.ru/data/www/ideiwdom.ru/wp-content/plugins/fotorama/fotorama.php on line 73
Warning: Undefined array key 9 in /var/www/ideiwdom.ru/data/www/ideiwdom.ru/wp-content/plugins/fotorama/fotorama.php on line 74
ФАБРИКА ДЕРЕВЯННЫХ ИГРУШЕК
В начале прошлого столетия в селе Богородское появилось первое производство — кустарно-игрушечная артель Андрея Чушкина. Позже артель получила название “Богородский резчик”. В советское время промысел процветал, в артели, ставшей в 1960 году фабрикой художественной резьбы, работали 300 человек, были крупные государственные и зарубежные заказы. Сейчас ситуация изменилась. Пройдя по фабричным цехам, я поразилась — в каждом из них работало не более пяти мастеров, а большинство помещений попросту пустовало.
По словам начальника отдела продаж Андрея Лунева, в последнее десятилетие штат сотрудников фабрики уменьшился ровно вполовину. И заказов стало гораздо меньше, в основном — выставки и столичные вернисажи. Да еще столичные конкуренты-кустари замучили. “Режут грубую подделку и толкают ее перекупщикам за копейки. Естественно, что она будет стоить дешевле, чем наши работы. Вот люди и покупают, по незнанию”. Андрей показал фабричный и кустарный варианты игрушки “Кузнецы”. Разницу видно сразу. В игрушке, сделанной руками богородских резчиков, соблюдены пропорции, вырезаны мельчайшие детали фигурок мужика и медведя. А подделка больше похожа на неуклюжую работу школьника младших классов.
В последнее время не хотят люди идти работать на фабрику. Зарплата — более чем скромная. Некоторые “мастера-эксклюзивщики” работают на дому, выполняя сложные, оригинальные заказы фабрики, и получают процент от их стоимости. Рядовой резчик на потоке получает на фабрике не больше полутора тысяч рублей, живописцы — около тысячи. Резчики в творческих мастерских “богаче”, оклад дотягивает до 2500, да и работа у них интереснее. Раз в месяц они должны представить на художественный совет фабрики две игрушки для выпуска на потоке, плюс — эксклюзивные заказы. В этом случае можно заработать еще и проценты с каждого. Остальные сотрудники не видели ни премий, ни “13-й зарплаты” с начала 90-х. Коллектив заметно “постарел”, молодые, окончив местное художественнопромышленное училище, либо уезжают на заработки в Сергиев Посад, либо занимаются резьбой на дому, а свои изделия сдают перекупщикам.
История музея игрушки
Известный искусствовед и коллекционер Николай Бертрам начал собирать предметы быта и культуры различных народов. Среди прочего в его экспозициях стали появляться и разнообразные игрушки. Он активно ездил по губерниям, скрупулезно восстанавливая картину жизни прошлых поколений и благодаря его стараниям были воссозданы многие экспонаты, в том числе и в собрании игрушек.
В 1918 году коллекция из его московской квартиры была выставлена в одном из домов Смоленского бульвара на всеобщее обозрение.
Изначально посетить экскурсию предлагалось детям, но немалую популярность она снискала и среди взрослого населения. И через несколько лет коллекции потребовались гораздо большие площади.
Сначала это было здание на Пречистинке, а затем, уже в 1931 году музей перебрался в Сергиев Посад (тогда еще Загорск).
Выбор постоянного места жительства не было случайностью. История местных игрушек уходит корнями в глубь веков и по преданию, началось все с Сергия Радонежского. Он одаривал детей поделками из дерева, которые сам и мастерил.
Через полвека расширившийся музей поселился недалеко от Троице-Сергиевой Лавры в здании, являющемся памятником архитектуры.
Побывав и училищем, и школой, дом стал пристанищем более чем 30000 игрушек.
Экспонаты музея
Как и в любом другом музее, здесь все экспонаты поделены по направлениям:
- русская игрушка из дерева;
- народная игрушка из глины;
- звуковая игрушка;
- тряпичная кукла.
Помимо этого, работники музея организуют праздничные экспозиции, например по теме «Мясляница», «Рождественские подарки», «Новогодние игрушки».
Как ни удивительно, но есть в коллекции экспонаты, которым ни много ни мало, уже несколько веков.
Еще в 17 веке здесь же, в Лавре, девочкам мастерили «куколок», которые были не чем иным, как паленом, завернутым в кусочек ткани.
Музей представляет вниманию посетителей «забавы» села Богородское, которые были найдены археологами во время раскопок.
Посадские куклы всегда привлекают внимание посетителей. Когда-то они были очень популярными игрушками
Один вид по-простому назывался «дура» – веселые, в ярких нарядах, второй — «барыня» — более дорогие, тонкой работы куклы.
Именно из Сергиева Посада более века тому назад вышла первая знаменитая матрешка, которая сегодня является негласным символом нашей страны.
Здесь же можно увидеть и ее прообраз – кокэси, японскую деревянную куклу. Так же в коллекцию вошли игрушки из Китая.
Особое место на полках музея отводится традиционной тряпичной кукле. В коллекции можно обнаружить представительниц из разных губерний в соответствующих местности одеждах.
Фарфоровые куклы, привезенные с разных уголков света, когда-то были любимицами дочерей нашего последнего императора.
Цесаревич Алексей обладал уникальной, по тем временам, железной дорогой, музыкальными игрушками, машинками и предметами мебели.
В коллекции советского периода можно увидеть не только игрушки, но и настроения того времени – куклы в военной форме, представители Красной армии, полевые медики, военная техника.
За стеклом можно увидеть знаменитого Олимпийского мишку, вышедшего когда-то из загорской фабрики игрушек.
Музей приглашает посетить
Музей игрушки уже давно стал любимым местом отдыха детей и взрослых, его посещают не только гости города, но и многие люди специально приезжают для этого. Он расширил границы своей работы.
Теперь можно не только попасть на экскурсию по экспозициям, но и увидеть кукольный спектакль, представленный студией, названной в честь основателя музея — «Бартрам».
пр. Красной Армии, 123, Сергиев Посад, Московская обл., 141300
Посетителям предоставляется уникальная возможность побывать и принять непосредственное участие в мастер-классах и под чутким руководством самостоятельно изготовить тряпичную куклу, различные поделки, или же расписать деревянную игрушку.
На базе музея находится магазин игрушек и сувенирной продукции, благодаря которому частичку этого волшебства можно увезти с собой и с теплом вспоминать музей игрушки в Сергиевом Посаде, место, где живет детство многих поколений.
Особенности мастерства
Наверное, не было бы такого огромного количества изделий без богородского ножа. Богородский нож назван в честь села Богородское, является основным инструментом богородской резьбы. Это нож с прямым коротким клинком.
Сейчас в Интернете много вариантов создания ножа. Примеры схем приведены на фото:
Мастера богородского дела используют нож для обтески, резки и т.д. Он простой по форме, легко изготавливается. Если хочется вырезать мордочку зверушки, ручки или глазки, то нож поможет в таком деле.
Прочтите это: Резьба по металлу своими руками: виды и необходимые инструменты
Виды изделий не поменялись со времен древней Руси. Это все тот же народный быт и сказочные звери. Поэтому игрушка имеет свою изюминку и самобытность.
ИСТОРИЯ ОДНОГО МАСТЕРА
Андрей Чернов работает здесь около 30 лет. Он приехал в Подмосковье из Норильска в 1985 году.
– Окончил училище по специальности резчик по дереву 5-го разряда, – вспоминает он. – Думал, приду на фабрику и как начну работать! Но не тут-то было. Старожилы делали скульптуру за пять часов, а у меня уходило два дня. Тогда я понял: самое ценное – это опыт.
Сегодня, чтобы сделать маленькую фигурку, Андрею Чернову нужно несколько часов, на скульптуру побольше уходит: от трех до семи дней. Рисунки и эскизы резчики придумывают сами.
– Настоящая богородская игрушка делается из липы, – продолжает Чернов. – Это пластичный материал, с которым удобно работать.
По словам Ирины Воливецкой, в год закупается около ста кубов дерева на сумму 1 млн руб. Сначала оно поступает на склады, где сушится в течение двух лет, и только потом попадает в зарубочный цех, чтобы мастера могли сделать заготовки.
История богородской деревянной игрушки насчитывает более 350 лет. Отличительная особенность фигурок – отсутствие явных деталей и строгих форм. Это позволяет детям развивать творческий подход и фантазию во время игры.
ДЛЯ ЗАБАВЫ И КРАСОТЫ
Оказавшись в фабричном музее-магазине, я вновь почувствовала себя ребенком. Стеллажи за прилавком заполнили игрушки и деревянные скульптуры. Вот знакомые с детства расписные курочки на подставке, под ней – круглый баланс. Раскрутишь его, и курочки дружно начинают стучать клювами. Вот кот-рыбак с лукавой мордашкой – тоже подвижная игрушка. А еще множество различных зайчиков, мишек, мышат. Все куклы расписаны яркими красками, так и хочется взять в руки. Я постучала молоточками кузнецов, “поклевала” курочками, “покормила” зайчика морковкой… Наш фотокорреспондент долго раскачивал баланс “кота-рыбака”, а когда деревянная лапка с удочкой начала движение, залился счастливым смехом. За развлечениями журналистов с улыбкой наблюдала методист музея Наталья Вьюнник.
У нас многие “впадают в детство”, – рассказала Наталья. – А когда приходят школьники, их невозможно оторвать от прилавка. Выбрать – проблема, хочется купить сразу все. Для маленьких детей наши игрушки – самые лучшие: приводишь игрушку в движение – развивается рука, и грызть можно – дерево все-таки. Мы расписываем гуашью, а потом покрываем масляным лаком, он безвреден.
Дымковские фигурки: русские народные игрушки из глины
В той самой местности, где сейчас стоит себе город Киров, в заречной слободе, с довольно таки странным названием Дымково, появились однажды чудо-мастерицы, которые стал из глины делать поразительные фигурки животных и людей, которые по сути своей были свистульками. Историки связывают появлением такого промысла с весенним праздником свистуньи, потому изготовлением этих игрушек занимались преимущественно женщины.
Подобные дымковские игрушки делали в виде самых разнообразных животных, людей и сказочных существ. К примеру, они могли повторять образы расписных птиц, с пестрыми перьями, медведей, козликов и лошадок, девушек и парней, леших и русалок, которые, как известно, в нашем фольклоре были боле похожими на птичек и жили на деревьях и так далее.
Это интересно
Основной особенностью дымковских игрушек можно назвать их особенную, неповторимую статичность. Все фигурки будто неожиданно замерли, да так и остались недвижимыми. Детям нравиться яркость и живость росписи, забавные образы и занимательные сюжеты.
НАСТОЯЩИЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Поговорив с местным населением, я узнала, что фабричные заказы – не основное средство заработка для резчиков. Большинство работают на дому, а изделия сдают перекупщикам. Иначе не выжить. Многие – люди верующие, многодетные. А как прокормишь семью на нулевой, по сегодняшним ценам, оклад! Поэтому у каждого дома своя маленькая мастерская. Есть постоянные заказчики из перекупщиков, бывает и разовая работа, к примеру, резная мебель для бани или загородного дома. С сырьем у “индивидуальщиков” тоже проблем не бывает. В село приезжают торговцы и продают липу кубометрами, с машин. Цены – вполне доступные, один кубометр можно приобрести за полторы тысячи рублей. Такого количества дерева хватает мастеру на целый год работы.
На фабрике к подработке своих сотрудников относятся неодобрительно. Только все продолжают “кустарить”. Прибыль очевидна, как рассказала мне одна из селянок: семья ее дочери всего за пять лет смогла заработать на двухкомнатную квартиру и машину, а сейчас строят загородный кирпичный дом. Кроме резчиков по дереву есть в Богородском еще один народный умелец – старичок-кузнец. В свои семь десятков лет дедуля до сих пор единственный в селе мастерит инструменты для резьбы по дереву – богородские ножи и стамески. Наборчик из десяти предметов продает за полторы тысячи рублей, свой товар приносит прямо на фабрику или в ПТУ. Правда, в последнее время резчики приноровились мастерить инструменты самостоятельно, но лишь немногие. Так что бизнес старичка процветает.
Источник – Газета “Солидарность”
Детальная проработка
Когда на руках оказалась готовая форма, снова пригодятся эскиз и карандаш. Теперь на готовую болванку нужно нанести детальный рисунок. Исходя из него, начинается ювелирная работа резчика. Перед началом работы каждый мастер затачивает все инструменты. Заточка производится под внимательным оком мастера. На наждачном круге затачивается полотно с обеих сторон. При заточке лезвие опускается в воду, остужается, затем вынимается, дальше продолжается заточка с капелькой воды на самом кончике лезвия. Нужно внимательно следить за ней, так как когда она испаряется, это говорит о том, что лезвие вновь пора опускать в воду.
После делается доводка лезвия на алмазном круге или корундовом, при этом вал вращается в обратную сторону от инструмента. И, наконец, нужно править острие с помощью войлочного или кожаного круга, смазанного пастой ГОИ. Как можно увидеть на представленных в статье фото, фигурки из дерева своими руками можно обрабатывать как ножом, так и целым набором инструментов. По рисунку вырезается контур основы фигурки, затем детально прорабатывается стамесками и остальными резаками.
Рассмотрим основные виды изделий в технике: популярные мотивы
С самого начала развития этого промысла, игрушки изображались в форме животных или людей. Фигурки не изображены статично, на большинстве из них они показаны в движении. Так, мы видим медведя, скачущего на тройке скачущих лошадей, кузнеца, бьющего молотом по наковальне, птицу, клюющую зерно.
Многие игрушки изображали людей в сфере быта, каждый занят каким-либо делом. Ряд изделий оснащен механизмами, которые приводятся в действие пружинами, другие элементы скреплены нитками, за счет чего могут двигаться поочередно, что очень интересно для детей.
Богородский стиль резьбы очень сложно спутать с другим, большинство людей знакомо с подобными игрушками, даже если и не знает, как именно называется эта резьба. Но в последнее время рынок переполнен, и появляется все больше подделок, созданных мастерами других областей, а то и вовсе китайских пластиковых безделушек. Тем не менее, богородская фабрика резного дела до сих пор живет и принимает людей на экскурсии, предлагая посмотреть на цеха, побывать в музее при фабрике и даже попробовать собрать игрушки из готовых деталей. Изделия мастеров представлены на международных выставках, в музеях, а также их изображения можно встретить в книгах и антологиях по резному делу.
Достоинства и недостатки резной мебели
Резьбу по дереву можно выполнить с помощью промышленного оборудования, но ручная работа ценится значительно дороже фабричной.
Узоры могут быть только на ножках мебели.
Все разновидности резной мебели обладают как плюсами, так и минусами. Из положительных моментов можно выделить:
- Привлекательный внешний вид. Резные предметы интерьера нельзя сравнить с однообразными шкафами и тумбочками.
- Вариативность. Существует множество разновидностей стилистических направлений, материалов, типов резьбы, каждый сможет найти что-то подходящее.
- Длительность эксплуатации. Меблировка, выполненная из массива, сможет простоять не один десяток лет.
- Эксклюзивность. Модели, созданные своими руками, являются неповторимыми, в магазинах такого нет.
У резной мебели есть и недостатки:
- Сложности в уборке. В завитках и прорезях может скапливаться пыль и грязь, деревянную мебель следует регулярно обрабатывать антистатиками.
- Хрупкость декора. С тонкой резьбой нужно правильно обращаться, ее могут повредить домашние животные и дети.
Чтобы добавить в дизайн квартиры резную мебель, не обязательно тратиться на создание цельного деревянного шкафа, есть и недорогие варианты, которые может рассмотреть рядовой потребитель.
О работе музея и планах
Я собираю не только игрушки, но и детские вещи в целом. У меня огромное количество разных предметов, их даже негде хранить. Это обязательно нужно делать, это все собирается, уже есть много экспонатов. Более того, у меня была идея, чтобы дети могли делать фотосессии в костюмах той эпохи, у нас как раз есть небольшая фотозона. Я хотел и сотрудников переодеть в историческую одежду, но они не поддаются.
У нас почти нет свободного выставочного пространства, поэтому основной акцент мы стали делать на мастер-классах. Сейчас мы можем сделать максимум витрину. Последнюю выставку мы делали к 9 мая — я собрал игрушки стран, которые участвовали во Второй мировой войне. Большинство из них еще довоенные — немцы, французы, американцы, только японцев и испанцев нет. К сожалению, из-за цены у меня нет довоенных солдатиков, пришлось заменить их на образцы 50-х годов.
Нам хочется сделать экспозицию про всякие сладости — всевозможные коробки, фантики, ведь это тоже часть материальной культуры, и об этом можно рассказать и сделать выставку.
Подробности
Главные формы резных орнаментов
В зависимости от композиционного характера, размещения и формы можно разделить по категориям такого типа орнаментов:
- Кайма и ленточный орнамент – деталь резкого типа, окаймляющая изделие или проходит по его краю.
- Гирлянда – узор с волнообразной формой, который обладает растительными мотивами.
- Розетка – отдельный вид орнамента симметричного типа с правильной формой (многоугольник, круг или овал).
- Арабеска – представляет собой витиеватый сложный узор из растительного или геометрического орнамента.
- Пальметта – это вееробразный декор резного типа.
- Венок – резьбовый элемент с растительными мотивами.
- Плетенка – узор, в котором переплетаются элементы (ленточки, стебли, полоски и остальное).
- Панно – узор, который помещен в ленту или резную рамку.
- Орнамент ажурного типа – производится в технике резьбы пропильного типа, и ее особенность – создание сквозного рисунчатого фона.
Далее вы найдете красивые эскизы.
Эскизы для резьбы по древесине
Перед тем, как воплощать резной узор по поверхности древесины, для начала требуется создавать эскизы и узоры для резьбы на поверхности бумаги. После подбора идеального орнамента требуется сделать шаблон с определенным габаритом. Это весьма просто сделать посредством копировального аппарата или принтера, заранее задавая требуемый размер копии (увеличивать, расширять, уменьшать или сжимать).
Шаблон можно сделать даже вручную посредством масштабирования по клеточкам. Линейное увеличение дает возможность изменять габариты с исходным эскизом. После орнамент переносят на поверхность дерева при помощи обычной копировальной бумаги.
Простой шаблон для сквозной резьбы можно вырезать ножницами, прикладывая к заготовке, а после все обводят карандашом.
В Сети или специальных магазинах вы найдете подходящие шаблоны для резьбы – от обычных геометрических узоров до огромных картин.
Новичкам не нужно выбирать шаблоны со сложным орнаментом для резьбы рельефного типа
Тем, кто в первый раз взял в руки резак, лучше выбирать эскизы с нетрудным узором геометрической резьбовой техники.
При выборе той или иной техники важно выбирать шаблон, который подойдет именно для такого типа резьбы. Для геометрической, плоскорельефной или даже прорезной резьбы есть определенные шаблоны. Эскизы тоже могут быть отдельно для каймы, розеток, ленточных узоров и прочего.
Эскизы тоже могут быть отдельно для каймы, розеток, ленточных узоров и прочего.
Еще можно сделать трафарет и перенести узор на заготовку из древесины, и делать это важно точно и тщательно. От аккуратности нанесенного узора будет зависеть конечный вид изделия. Узоры для резьбы по дереву – это прекрасный способ внести разнообразие в деревянные предметы
Узоры для резьбы по дереву – это прекрасный способ внести разнообразие в деревянные предметы.
Об экспозиции
Этот музей больше для взрослых — именно здесь они находят свои вещи из детства. Вещи из 30-х годов, например, сложнее показывать — этих людей уже почти не осталось в живых, а с экспонатами 70-х, 80-х и 90-х другая ситуация. Мы даже сделали небольшую витрину горьковских игрушек 90-х годов, потому что их все помнят, они продавались повсюду и были в каждом доме, поэтому их узнают.
При оформлении экспозиции я не делаю акцент на чем-то одном, мне нравятся немецкие, японские, советские пупсы, металлические игрушки и так далее. У нас есть ряд ленинградских наборов — аэропорт, автостанция, гараж, горная дорога. Они все в рабочем состоянии. С 50-х годов выпускалась железная дорога «Пионерская», она огромная и содержит кучу персонажей — они двигаются, например, поднимают руку, когда проходит поезд, в светофоре горит огонек и так далее. Такую железную дорогу, конечно, мог себе позволить какой-нибудь профессор, ее закупали дома пионеров и школы, выставляли на Новый год, она как раз такая праздничная.
Подробная инструкция по созданию фигурки: пример
Итак, вы определились с деревом, разместили дощечку на верстаке, перенесли эскиз. Как правильно разметить контур, вырезать мелкие детали и закончить работу? Если речь идет о вырезании животного, то контур проще вырезать 10 мм стамеской с углом наклона в 60 градусов.
Левой рукой нужно крепко держать инструмент, а правой – толкать вперед. Если вы все делаете правильно, то у вас получится аккуратная линия. Следите за тем, чтобы стамеска не соскальзывала с контура.
Срезать древесину нужно постепенно. Рекомендуемая глубина резки – 1,5 -2 мм. Угол наклона должен быть не более 40 градусов.
Контур прорезается, выходя за карандашную линию, она остается нетронутой. Линии получатся ровными и гладкими. Не торопитесь срезать лишнее дерево, периодически осматривайте композицию в целом, чтобы не нарушить пропорции.
Для прорисовки мелких деталей используйте узкие стамески с углом наклона в 45 или даже 35 градусов. Фон формируется полукруглой стамеской. Этот элемент отнимает больше всего времени. Борозды делайте ровные, одинаковой глубины и ширины.
Когда работа будет готова, для устранения мелких недочетов воспользуйтесь штихелем. Перед отделкой протрите доску тряпкой, смоченной в растворителе. Дерево покрывается морилкой, воском или маслом в зависимости от древесины.
Богородская игрушка: история
Существует несколько преданий, рассказывающих уже на протяжении более чем 300 лет о появлении первой вырезанной из дерева фигурки. Одна из них повествует о крестьянской семье. Мать для своих детей вырезала из чурбачка веселую игрушку, которую прозвала «аукой». Дети недолго играли с ней, а затем бросили ее за печь. Из интереса муж решил прихватить с собой ауку на базар, чтобы показать торговцам. Народу так понравилась сделанная забавная игрушка, что они ее сразу купили, а, вдобавок, заказали и еще партию.
Существует и иное поверье. Согласно ему неизвестный житель Сергиева Посада вырезал из дерева куклу, которая была величиной в 9 вершков. Сделана она была из чурака липы. Взяв с собой свое творение, он отправился к Лавре, к купцу Ерофееву. Купец, не долго думая, согласился продать куклу и поместил ее в своей лавке в качестве украшения. Однако, спустя несколько минут к нему обратился покупатель, который сразу же приобрел куклу и заказал у купца еще партию.
Как развивалось ремесло?
История возникновения этого промысла очень интересна. Большинство крестьянского населения, жившее в селе Богородское и в Сергиевом Посаде, занималось резьбой. Однако все резчики полностью зависели от скупщиков, промышлявших в Сергиевом Посаде. Именно для них крестьяне и выполняли заказы по вырезанию игрушек. Сергиевский промысел заключался в покупке у крестья необработанных игрушек. В дальнейшем полученный материал обрабатывался, расписывался и продавался.
История возникновения этого промысла очень интересна
Рассвет богородского ремесла датируется 19 столетием. Среди резчиков в это время наиболее прославился Ф. С. Балаев, А. Н. Зинин, А. Я. Чушкин. С этими людьми были связаны следующие важнейшие даты формирования рукоделия:
- в 1913 году под предводительством перечисленных мастеров была основана артельная мастерская, в результате чего богородская игрушка получила полную самостоятельность и освободилась от скупщиков;
- с 1923 года при артели организовывается школа, которая обучает детей с возраста 7 лет рукоделию вырезания из дерева забавных фигурок;
- с 1960 году артель приобретает статус фабрики.
Изготавливаем наличники для окон на деревянный дом самостоятельно – пошаговый процесс
Перед тем, как приступить к созданию наличника, следует выбрать и распечатать эскиз. Подробно об этом мы уже рассказали в разделе «Шаблоны для резных наличников на деревянный дом».
Как правильно создать узоры? Распространение нашли два основных метода:
- Прорезная резьба – предполагает выполнение сквозного орнамента, который по своему внешнему виду напоминает кружево.
- Накладная резьба – ключевое отличие состоит в том, что все элементы, составляющие оконный наличник, выполняются отдельно и размещаются на заранее подготовленную основу.
Для самостоятельного изготовления резных наличников из досок на окна потребуется:
- лобзик – необходим для кропотливых работ, требующих особой аккуратности;
- ножовка;
- нож, стамеска;
- фрезеровальный станок – используется для придания изделиям мелких граней.
Самостоятельно сделать резные наличники на окна достаточно просто:
- Проведите предварительные замеры окон. Следите за точностью замеров, лучше всего провести их несколько раз. Это позволит избежать временных затрат и порчи материалов.
- Подберите древесину – ее ширина должна гармонировать с габаритами оконных проемов. Если речь идет о выполнении прорезной резьбы, использовать необходимо древесину толщиной не менее 30 мм. Если предпочтение отдано накладной резьбе, исходное полотно должно иметь ширину не менее 10 мм. Ни в коем случае нельзя использовать сырое или чуть влажное дерево при изготовлении наличников. Полотно должно быть полностью сухим.
- Приступайте к вырезке заготовки для будущего наличника из досок с использованием специального трафарета. Трафареты целесообразнее всего закрепить на поверхности доски с использованием клея. Полученная заготовка в обязательном порядке должна быть обработана защитным составом.
- Выполните вырезку деталей и мелких накладных элементов – для проведения работ лучше всего использовать лобзик. Сначала необходимо вырезать на доске внешние, а затем внутренние детали.
- Для обтачивания можно также воспользоваться специальным электроточилом с камнем: можно легко придать нужную форму практически любому элементу. Процедура требует особой аккуратности, поэтому спешить не стоит. Применяйте различные типы пилок для элементов различных размеров – это позволит получить аккуратные детали.
- Ошкурьте полученные мелкие изделия – целесообразно воспользоваться обычной наждачной бумагой. Обязательно обработайте резные детали сильной пропиткой. Для того чтобы убрать характерную белизну дерева после шлифовки, применяют профессиональные растворы на основе хрома, железа и меди.
- При необходимости можно покрыть составляющие наличника лаком – так изделия будут защищены от воздействия солнца, перепадов температур.
Перейдите к непосредственному монтажу соединению всех элементов. Здесь можно использовать как гвозди без шляпок, так и шипы – выступающие элементы крепежа. Лучше всего изготавливать их из древесины твердых пород. Нормальный размер шипа – от 6 до 25 мм.
Монтаж наличника на окно может проводиться двумя способами:
На глухой тип:
- На поверхности оконной рамы и наличников при помощи карандаша отмечаются места расположения шипов – элементов для монтажа.
- При помощи инструментов в соответствии с проведенной разметкой создаются выемки для шипов на оконной раме – пазы. Диаметр пазов должен превышать размер шипов примерно на 2-5 мм.
- Клеящее вещество наносится равномерно на шипы. Шипы с нанесенным клеем аккуратно внедряются в паз – предварительно подготовленную выемку для шипов в раме, после чего на них насаживаются наличники.
Такой метод крепления примечателен тем, что позволяет уберечь изготовленные наличники от неблагоприятного воздействия влаги, грязи и пыли. Он достаточно сложен и требует аккуратности, однако позволяет получить наиболее надежное соединение.
С использованием сквозного шипа – при монтаже места стыков следует покрыть прозрачным или цветным лаком, после чего переходить к установке на клей.
Для облегчения процесса монтажа лучше всего обрамить оконный проем специальной рейкой. Она позволит устранить возможные неровности стены и позволит создать надежную основу. Толщина рейки не должна превышать 10-15 миллиметров.
Особенности резной мебели
Резные предметы интерьера – это изделия, созданные из дерева с вырезанными декоративными элементами в виде украшения. Тематика может быть любой: цветы, растения, завитки. Новичкам лучше практиковаться на мягкой древесине: ольхе или липе.
Многие люди отказываются от покупки стандартных моделей мебели, отдавая предпочтение самостоятельному изготовлению изделий для дома.
Резная мебель считается ценной, она имеет эстетичный вид и выгодно подчеркивает положение владельцев жилья. Соблюдая все эксплуатационные правила, можно пользоваться изделиями очень длительный период.
Не забывайте о том, что древесина плохо справляется с влажной средой и впитывает запахи. Такие предметы интерьера нуждается в особом уходе.
Заключение
Итак, рассказ о деревянных игрушках подошёл к концу. В завершение хотелось бы вспомнить о советских мастерах, вписавших свои имена в историю богородской резьбы. Это Балаев, Зинин, Пронин, Баринов и многие другие умельцы.
Конечно, в наш век высоких технологий предпринимаются попытки создания станков и приборов, способных полностью заменить работу мастера, но ручная резьба всё равно остаётся самой красивой и дорогостоящей.
Посмотрите на фото богородских игрушек внимательно, и вы сможете увидеть тонкую работу рук мастера, которая по достоинству ценилась с давних времени и до сих пор. Необычайный интерес представляет фантазия скульптора, который способен из простой липовой чурки создать расписную детскую игрушку. Поэтому как раньше, так и сейчас, такие забавы остаются занимательными и крайне полезными для ребёнка.