Правильное построение лица
Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.
Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта
С чего начать
Если проводится мастер-класс для начинающих художников особенно в случае младшей возрастной группы учеников нужно объяснить, как верно передать форму различных камней.
Хотя в большинстве случаев не требуется выделять породу достаточно обозначить фон на основе неживых элементов. Но, если изображается морской берег невозможно обойтись без выделения гальки либо скал, зависит от выбранного ландшафта.
Потому стоит разобраться, как выгоднее представить созерцателю картины: валун, дольмен, скалу, насыпь камней покрытых мхом, гальку, гранит, сланец, песчаник, известняк и различные образования в результате извержения вулкана.
Мы будем опираться на создание пошаговой инструкции для детей. После вводного объяснения характеристик и видов камней можно предложить варианты их использования.
Как правильно построить гипсовую форму губ.
Анализ объёмной конструкции с целью понять особенности формы во всех плоскостях.
Отдельной, но не менее важной темой является линейно – конструктивное построение формы губ. На примерах ниже, рисунок (иллюстрации из «Довузовская подготовка архитектора» О.В
Осмоловская) формата А3, задачей которого было построение симметричной формы ракурсе. Такое задание невозможно выполнить, не имея опыта построения простых фигур. Рисунок выполнен в кратком варианте, на каждый ракурс дано не более полутора – двух часов. Такие задания позволяют создать объёмное представление об объекте.
Набросок большой массы в повороте. Учитывая перспективные искажения в ракурсе.
Решая такого рода задания, обращайте внимание на положение губ в пространстве, особенно на пропорции. Обычно активный ракурс плохо воспринимается учеником, потому появляется множество проблем с углами, которые создают направление точек схода
Для решения этой задачи может помочь нарисовать простую форму призмы или куба в этом же повороте. Академический рисунок с нуля Киев.
Детализация и построение деталей относительно оси симметрии в ракурсе.
Очередной ошибкой, которую нельзя допускать, есть проблема средней линии симметричной формы. Она, чаще всего, не прямая, а лежит по форме губ. Рисуя губы, держите в голове детали формы, которые, в глубинной плоскости, ближе или дальше от вас. Помните, любая форма трёхмерная, потому и рисовать её нужно в трёх измерениях. Если с вертикальной и горизонтальной плоскостью проблем не возникает, то глубинная (секущая) плоскость сложнее поддаётся рисованию.
Первичный тональный разбор, определение больших теневых пятен.
Схожесть формы в ракурсе в натурной постановке — обязательна. Конечно, на ранних стадиях обучения не всегда получается добиться сходства. Дальнейшее ведение рисунка требует базового тонального разбора, то есть тонирования теней и выведения силуэта большого пятна света. После чего начинается глубокий тональный разбор рисунка. На последней иллюстрации показан финальный этап рисунка губ Давида, в условном тоне, без работы со средой. Школа рисования Киев.
Тональное решение. Финальный этап конструктивного рисунка.
Обратите внимание на штриховку, которая должна своей фактурой выявлять движение формы в глубину пространства листа
Так же важно понимать, какая часть формы ближе всего к нам, а какая дальше, это необходимо для правильной расстановки акцентов и контрастов тона в тональном разборе. Последним этапом в рисунке является этап обобщения, а не детализации
На этом этапе мы сводим к единому целому все детали и создаём единственное впечатление от рисунка
Последним этапом в рисунке является этап обобщения, а не детализации. На этом этапе мы сводим к единому целому все детали и создаём единственное впечатление от рисунка.
Как нарисовать рот в три четверти
Несмотря на то, что нижняя линия круга немного смещена в развороте три четверти, она по-прежнему дает нам хорошее представление о том, на какой высоте должен располагаться рот.
Средняя линия головы снова будет линией симметрии. Однако сторона рта, лежащая на дальней от нас половине лица, немного короче. Это происходит потому, что рот уменьшается в связи с правилами перспективы в ширину точно так же, как и дальний от нас глаз.
Если вы хотите нарисовать верхнюю и нижнюю губы, но не уверены в их форме, нарисуйте направляющие
Также обратите внимание на то, что губы располагаются симметрично относительно средней линии рта
Таким образом, можно легко нарисовать верхнюю и нижнюю губу
Конечно, здесь опять же важно, что длина штрихов за средней линией меньше, чем в ближней к нам части
Базовая форма губ, вид в три четверти
Даже если человек открывает рот, вы должны соблюдать это правило. В случае улыбки рот из-за уменьшения дальней линии изгибается от угла вниз параллельно средней линии или даже немного внутрь.
Если вы хотите нарисовать своего персонажа чуть более реалистично, изобразите внутреннюю часть рта. На этот раз можно увидеть часть нижнего ряда зубов. Не прорисовывайте их до конца, но сужайте по направлению к спине, так как язык сзади становится толще и частично заслоняет зубы.
Открытый рот и улыбка, вид в три четверти
Затенение губ
Ничто так не придаст губам форму, как правильное затенение.
- В этом случае можно взять в руку карандаш для штриховки или мягкий грифель.
- Понимание основных плоскостей рта поможет с тональным рассеиванием.
- В зависимости от общей задумки рисунка, художник определяет уровень падения солнечных лучей или искусственного освещения.
Также стоит помнить о том, что форма рта у разных людей разная. У некоторых людей верхние губы больше, у некоторых — нижние. Форма горизонтальной средней линии, которая является полосой под верхней губой при закрытом рте, похожа на два холма рядом друг с другом.
Этот вариант рисования можно рассматривать также как пошаговую инструкцию для детей. Губы вид спереди — самый простой метод нарисовать легкую улыбку или передать на портрете эмоцию.
Губы в разных направлениях
Они могут находиться в разном положении. Есть несколько вариантов как их нарисовать приоткрытыми. Но художники пользуются не только этими методами.
Для того чтобы нарисовать губы в иных ракурсах нужны те же инструменты. Обычный карандашик и ластик.
Губы в профиль
Пошаговая инструкция:
- На первых порах требуется провести косую линию. После чего нужно добавить часть от одного конца к другому. Его выполнить закруглённым (фигура может напоминать лепесток).
- Новый шаг — отступить пару миллиметров от конца. Выйдет такой же лепесток, только шире.
- На части, где вышла нижняя губа следует изобразить зигзаг. Желательно волнистый. Так получится ямка и подбородок. Чтобы нарисовать такую же под носом — достаточно нарисовать маленький треугольник. Для реалистичности добавляют тоненькую линию. Она выделит нос.
- После следует зарисовка. Рисуется окружность на нижней губе. Держаться стоит правой стороны. Вверху добавить полосу. На кончике верхней губы провести две чёрточки.
- Всю верхнюю часть закрасить. Внизу и уголки нужно обязательно выделить. Низ заштриховать весь, кроме окружности. Так получится свет. Штриховать следует максимально аккуратно.
- Последний пункт — добавление теней на ямочку под губой. Таким образом получились губы человека в профиль.
Вполоборота
Многие в свою очередь любят рисовать губы вполоборота. Этот вариант выглядит довольно эстетично:
- Сперва проводиться длинная дуга. Её нужно немного изогнуть. Потом рисуют две линии вверху и внизу. Далее их соединяют.
- Точками надо отметить уголки и соединить их с чертой.
- Добавить два овала к нижней губе.
- Дорисовать дуги и соединить. Середину рта окрасить в чёрный.
- Раскрашивание — следующий пункт. Верхнюю губу аккуратно заштриховать. Вести её желательно к низу. Среднюю линию затемнять.
- Нижнюю губу изображают всегда светлее. Это касается и окружностей.
Существует ещё один метод рисования. Он выйдет немного похожим на предыдущие. Но сперва покажется сложным
Важно не паниковать. Процесс должен вестись не спеша:
- В начале рисуют дугу. Она обязана быть большой, но плавной. Нельзя изгибать слишком сильно.
- Посередине провести чёрточку по горизонтали. От него определить границы.
- Верхнюю губу надо чётко прорисовать. Всё ненужное стереть. То же касается нижней.
- В центре изобразить треугольник. Над ним ещё один. Острые уголки нужно сгладить и прорисовать переход.
- Нижняя губа должна быть овальной. Для этого контуры нужно навести. Уголки рта выделяются, а его центр затемняют.
- Следующий шаг — штриховка. Действия схожи. Главное передать натуральность губ. Они должны максимально выглядеть как настоящие. Штриховка должна быть аккуратной и лёгкой, без нажимов. Центральные участки нужно сделать затемнёнными. Нижняя губа всегда должна выглядеть светлой. Окружности также стоит выделить светом.
На этом всё. Все схемы рисования достаточно простые и лёгкие. С ними будет нетрудно разобраться начинающим. А сами губы выходят как настоящие.
Только одних губ нарисовать будет мало. Для завершённости стоит добавить глаза и нос. Тогда получится портрет человека. Многим начинающим художникам нравится изображать людей в своих работах.
Можно также поэкспериментировать и нарисовать что-то другое.
Красивые губы в профиль
Итак, для того чтобы просто нарисовать губы в профиль понадобятся: простой карандаш, ластик, альбомный лист или бумага формата А4.
Шаг 1. Для начала нужно определиться с размером рисунка и только потом начинать рисовать. После этого начертить две косых линий, которые соединяются между собой. Эти линии должны быть похожи на лепесток. С одного конца заострение (это будет уголком губ), а с другого конца наоборот закругление
Шаг 2. Далее изобразить такой же лепесток только уже снизу, отступив буквально несколько миллиметров
Важно, чтобы он был объемнее верхнего
Шаг 3. Для полноты картины нужно изобразить нос и подбородок. Для этого провести косую линию вверх, изображая нос, и косую линию вниз, напоминающую ямочку ниже губ, и сам подбородок
Шаг 4. Удалить все ненужные линии и штрихи, если они есть и приступить к штриховке
Шаг 5. Сначала хорошо заштриховать верхнюю губу, выделив уголки губ и центральную часть. Здесь нужно надавить на карандаш сильнее, чтобы четко был заметен контур губ и их разделение
Шаг 6. Затем после штриховки верхней губы перейти к нижней. Действия те же самые, однако, на месте пересечении губ стоит ослабить нажатие карандаша. Так будет заметен естественный блик на губах.
Линейный рисунок губ – поиск основных пропорций и соотношений
Предположим, что наши губы расположены на лице, которое находится в легком повороте и немного наклонено. Первое, что мы делаем, это находим габариты губ по отношению ко всему лицу. Так как у меня абстрактные губы из головы, представлю, что уже нашла эти габариты.
Далее ищем отношение верхней губы к нижней – на сколько верхняя губа уже нижней или наоборот. Если человек как-то не скривил губы, то уголки губ расположены в большинстве случаев симметрично. Чтобы это передать на рисунке, проводим горизонтальную линию через уголки губ. Она позволит нам не только расположить уголки губ симметрично, но и покажет наклон этих губ.
Конечно, бывает и так, что все расположено на одной прямой, когда губ напряжены, например, или какой-то специфический ракурс. Но чаще всего линия смыкания губ расположена выше или ниже линии, через которую проходят уголки губ. Теперь самая интересная линия – линия середины. Относительно нее губы симметричны. Она проходит между верхними треугольниками губ, а на нижней губе ее целесообразно провести через середину по самой выступающей точке.
Если углубиться в анатомию губ, то у них есть вот три таких шарика, эта линия как раз проходит по середине верхнего и между двумя нижними.
У этой линии нужно прикидывать наклон. Если посмотреть в профиль, то при нормальном анатомическом строении черепа верхняя губа немного нависает над нижней. То есть, линия середины не перпендикулярна горизонтальной линии через уголки губ.
Конечно, у человека бывают разные анатомические особенности, которые влияют на этот наклон. Например, сильно выпирает нижняя челюсть, или очень пухлые вывернутые губы, отсутствующие зубы. Все это влияет на наклон. Если очертить линию середины по рельефу губ, она покажет, на сколько скругленные губы, на сколько заглублена точка смыкания губ, на сколько заглублена ямка под губой, или наоборот, все плоско у человека. Как эта линия скругляется по губам, показывают тени. Когда мы смотрим в фас – эта линия прямая, и чем сильнее поворот, тем сильнее этот рельеф будет просматриваться. Теперь отметим еще два размера – ширину между уголками на верхней губе и ширину нижней части по самым выступающим точкам. Очертим верхнюю губу.
Сравнивайте с натурой, как скругляются линии и формы, как заворачивается дальняя губа – чем больше поворот, тем сильнее этот заворот просматривается. Вот эти три шарика определяют характер линии смыкания губ. Чем более они выражены, тем, скорее всего, более изогнутой она будет. На своих губах я произвольно прикидываю эти шарики и рисую линию смыкания губ и обрисовываю нижнюю губу. Вот таки пухленькие губки у меня получились.
Уроки рисования Procreate на планшете Ipad
«Procreate» — специальное приложение для редактирования, рисования, создания иллюстраций. На данный момент доступно исключительно в Appstore (на Ipad).Одно из самых больших преимуществ — это стоимость этого графического редактора, которая составляет $9,99, одним платежом (без всяких подписок).⠀Приложение позиционирует себя как карманный помощник для профессионального художника. Творцу сразу доступно более чем 136 кистей, меню на любом языке, широкая палитра оттенков и большое количество дополнительных функций.
01.
Инструменты и интерфейс программы Procreate
INTERIOR SKETCH Olga Kaminskaya
В этом видео Ольга Каминская показывает интерфейс, функции и инструменты Procreate. Также ведущая поясняет как работает перспектива и где скачивать специальные кисти для рисования в программе.
02.
Как покрасить лайн в PROCREATE
Asinastra
Данный ролик посвящён покраске лайнов, а также нескольким лайфхакам по работе внутри программы. Канал «Asinastra» это проект художницы с мастер-классами по созданию артов.
03.
Создание реалистичности и объема рисунка
https://youtube.com/watch?v=JQbXoRS_jVY
VALLEG
На уроке художник показывает создание объёма в рисунке на примере обычной яичницы.
04.
Как сделать гладкую заливку
austin batchelor
Следующий ролик принадлежит художнику под ником austin batchelor.⠀Это подробный мастер-класс по работе со светотенью и рефлексами.
05.
Создание обтравочной маски
https://youtube.com/watch?v=Rx4StnNRVu4
Gal Shir
Короткий видеоролик, как небольшая инструкция по работе с обтравочными масками.«Gal Shir» — канал цифрового художника, который публикует процесс рисования иллюстраций в Procreate.
06.
Gal Shir
Пример рисования в Procreate авторского персонажа.
07.
Написание портрета по фотографии
Академия re: Store
Урок от канала «Академия re: Store» проводит преподаватель диджитал-курсов Юлия Юшина.⠀Это видеоруководство по пошаговому созданию портрета с фотографии.⠀Также в ролике присутствует общее знакомство с интерфейсом Procreate, заливке, созданию холста, экспорту готового изображения. В конце занятия есть короткий блок с ответами на распространённые вопросы.
- Бесплатные онлайн курсы по направлениям
- Лучшие курсы фотографии и фотосъемки
- Обзор профессии графический дизайнер
- Разбор профессии веб-дизайнер
Как нарисовать портрет мужчины
Портрет молодого человека: набросок; нанесение четких контуров; последующая штриховка для создания глубокого контраста.
Необходимые материалы:
Бумага; карандаши 2H, HB, 2B, 4B и 6B; точилка для карандашей; наждачный брусок; ластики – виниловый и сверхмягкий чистящий (ластик-клячка).
Урок состоит из двух частей:
- Рисование наброска
- Прорисовка изображения с помощью обычной и перекрестной штриховки
Рисование наброска
- Нарисуйте набросок с соблюдением основных пропорций головы, руки и одежды (рис.1).
При создании наброска постоянно корректируйте пропорции, чтобы сделать их максимально точными. Перепроверьте длину, угол и/или изгиб каждой линии.
- Прорисуйте контуры лица, шеи, руки, волос и одежды хорошо заточенным карандашом 2Н, прежде чем начать штриховку.
Нарисуйте контуры, корректируя линии эскиза. Придерживайтесь последовательности на рисунках 2–9, чтобы контурные линии получились более точными.
Контуры прорисовывайте слегка – большинство этих линий должны впоследствии слиться со штриховкой.
Держите под рукой точилку и наждачный брусок, чтобы карандаш всегда оставался острым.
- Внимательно просмотрите свой контурный рисунок и при необходимости внесите изменения.
Сравните свой эскиз с рис.10.
- Сотрите все линии, которые не должны быть видны в готовом рисунке.
- Используйте ластик-клячку для осветления линий контура перед штриховкой.
Словарь терминов
Высокая контрастность: достигается путем прорисовки самых темных участков, которые примыкают к зонам светлого или чисто белого тона.
Светлая тональность: большую часть изображения составляют светлые тона.
Темная тональность: большую часть изображения составляют темные тона.
- Используйте для штриховки карандаши 2Н, НВ, 2В, 4В и 6В (рисунки с 11 по 24).
Ваша первоначальная задача – определить местонахождение светлых участков в глазах и вдоль профиля.
Для усиления контраста эти участки нужно оставить незакрашенными (рис.11).
Самые светлые участки на лице:
– вблизи освещенных зон вдоль контуров лица;
– на участках лица, которые находятся вблизи и напротив источника света.
Легкая штриховка используется на руке, чтобы подчеркнуть ее формы.
За счет легких штрихов возможен плавный переход от более темных к более светлым участкам изображения.
На рис. 12–14 переход к менее освещенным зонам используется для того, чтобы подчеркнуть определенную форму лица, руки и уха.
Внимание!
Чаще затачивайте карандаш, чтобы штриховка выглядела аккуратной.
Использование карандашей разной жесткости – от 2Н до 6В – делает черты лица наиболее выразительными.
За счет более темных участков лучше выделяются уголки рта, ноздри, зрачок глаза, двойная складка верхнего века, а также тени на шее и подбородке.
На руке очень мало слишком светлых и темных участков, чтобы не отвлекать внимание от лица. Обычная штриховка используется для прорисовки темных участков фона рядом с профилем (рис
15 и 16)
Обычная штриховка используется для прорисовки темных участков фона рядом с профилем (рис. 15 и 16).
Дополнительные линии, пересекающие штриховку (перекрестная штриховка), позволяют сделать участки более темными.
Контраст между светлыми участками по краям профиля и темной областью прилегающего фона создает в этом месте мощный визуальный эффект.
Штрихи среднего и темного тона используются для прорисовки волос.
Самые светлые участки волос находятся спереди (рис.17). Некоторые из завитков дополнительно выделяются за счет затемнения соседних участков.
Вторичный источник света создает легкие блики на волосах в области затылка (рис. 18 и 19).
Штриховка закругленными линиями и слабый контраст позволяет передать текстуру жилета (рис.20 и 21).
Перекрестная штриховка хорошо работает при прорисовке рубашки (рис.22–24).
В целом штриховка на рукаве немного темнее, чем на верхней части рубашки.
- После нанесения штриховки внимательно оцените общее впечатление от портрета и при необходимости внесите нужные поправки (рис.24 и 25).
Если вы хотите добавить контраста в изображение:
– используйте ластик-клячку, чтобы осветлить легкую штриховку;
– используйте карандаши 2B и 4B для дополнительного затемнения самых темных участков;
– используйте карандаш 6Б, чтобы сделать зрачки глаз более темными.
На рисунке 25 представлен законченный портрет, готовый для оформления в рамку.
Не забудьте поставить свою подпись и дату на рисунке и начинайте искать новую модель для портрета!
Затенение губ
Ничто так не придаст губам форму, как правильное затенение.
- В этом случае можно взять в руку карандаш для штриховки или мягкий грифель.
- Понимание основных плоскостей рта поможет с тональным рассеиванием.
- В зависимости от общей задумки рисунка, художник определяет уровень падения солнечных лучей или искусственного освещения.
Также стоит помнить о том, что форма рта у разных людей разная. У некоторых людей верхние губы больше, у некоторых — нижние. Форма горизонтальной средней линии, которая является полосой под верхней губой при закрытом рте, похожа на два холма рядом друг с другом.
Этот вариант рисования можно рассматривать также как пошаговую инструкцию для детей. Губы вид спереди — самый простой метод нарисовать легкую улыбку или передать на портрете эмоцию.
Волк
Для того чтобы нарисовать идущего волка с повернутой к наблюдателю головой, следует найти такое изображение, затем выполнить инструкцию:
Необходимо обозначить тремя кругами пропорции корпуса и головы животного. Средний круг, определяющий размер волк в холке, делается самым большим. Размер 2 крайних окружностей около 2/3 от диаметра корпуса. Левый круг намечает голову хищника, правый — область таза.
- К голове необходимо подрисовать контуры ушей и пасти. Окружности соединить плавными линиями, обозначить отрезками лапы животного.
- Срисовать с картинки детализацию оскаленной морды волка. Обозначить небольшие глаза, острые зубы, сморщенную в оскале кожу морды животного.
- Соблюдая пропорции и анатомию скелета животного, создать абрис тела.
- Мелкой штриховкой сформировать объемность изображения, нарисовать по контуру тела шерсть.
Советы и лайфхаки
Не у всех в первого раза получаются идеальные стрелки. Процесс создания идеального макияжа станет проще и приятнее с полезными бьюти-секретами:
- Не опускай хвостик стрелки ниже естественной линии продолжения нижнего века.
- Чтобы избежать многочисленных корректировок подводки, сначала наметь контур стрелки легкими линиями карандаша для глаз, затем аккуратно заполни ее подводкой.
- Если с первого раза ровную линию нарисовать не получится, отметь на веке точками контур стрелки и обведите его.
- Если нарисовать стрелку от внутреннего угла к внешнему не получается, попробуй провести ее наоборот: оттяни кожу к виску и проведи тонкую линию к внутреннему углу глаза (можно двигаться мелкими штрихами).
- Если неожиданно закончилась подводка, ее прекрасно заменит тушь (особенно водостойкая).
- Визуально увеличить глаза можно, если вместо чёрной использовать коричневую или серую подводку
- Сделать линии стрелки более ровными поможет визитная карточка: приложи ее по линии нижнего века и, как по линейке, проведи линию.
Как рисовать губы с видимыми зубами
На современных фотографиях моделей часто можно увидеть приоткрытый рот. Нарисовать такой чувственный портрет без специальных навыков достаточно сложно. Инструкция как нарисовать губы карандашом поможет быстро научиться:
- Для начала нужно нарисовать вертикальную дугу, отметить верх и низ. Далее рисуем горизонтальную дугу, перпендикулярную вертикальной, также нужно убедиться, что верхняя часть больше нижней.
- По верхним отметкам рисуем овал. Левая и правая стороны будут примерно на одинаковом расстоянии.
- Вверху овала рисуем дугу губ купидона.
- Далее рисуем полукруг, чтобы выделить верхнюю губу. Соединяем верх и низ овала треугольной формой справа.
- Добавляем зубы.
- Теперь, когда мы закончили рисовать линии губ, мы готовы перейти к штриховке. Осветлите вспомогательные линии и приготовьтесь добавить тона рисунку.
- Чтобы выделить объем губ, нужно добавить несколько вертикальных полукруглых линий и дуг.
Далее начинаем поверхностную штриховку, делаем это карандашом HB. Затем начинаем штриховать нижнюю губу по отделенной дуге. Далее затемняем левую сторону, чтобы сделать ее более выразительной. Добавьте более темные тени и полутона, это поможет увеличить общий контраст и сделать рисунок более выразительным.
Третий вариант
Данный способ рисования отличается отсутствием сетки, что усложнит задачу, и зубов. Работа будет заключаться в следующем:
- Нарисовать длинную дугу, с легким, плавным изгибом. Отметить центр и провести через него вертикальный отрезок. На отрезке черточками обозначить границы верхней и нижней губы.
- Через верхнюю границу провести изогнутую линию, соединяя ей концы изначальной дуги. Появиться очертание верхней губы. Также провести линию через нижнюю границу. Стереть вспомогательные отрезок и черточки.
- В центре рта вершиной вниз нарисовать угол, над ним, сверху губы, изобразить аналогичный и сгладить все образовавшиеся острые углы, а также размыть концы отрезков.
- В пределы нижней губы вписать две яйцеобразные фигуры, в центре они должны соприкасаться тупыми концами. Верхушки которых должны совпасть с линиями, нарисованного ране, угла. Данные овалы поспособствуют распределению светотени.
- Сделать выразительными уголки рта и затемнить его центр.
- Поверх всего тонкими линиями обозначить ямочку под носом.
- Штриховка. Штрихи направлять как в предыдущих примерах, добиваясь натуральности. Области делать темнее, по мере приближения к центру. На нижней губе наносить более светлые штрихи. Места, обозначенные овалами, сделать самыми светлыми участками.