Проработка деталей
Рисунок должен как следует высохнуть, прежде чем вы приступите к изображению деталей. Заранее придумайте, что именно Вы хотите нарисовать – деревья, людей, дома, мост, пляжные принадлежности.
Так как солнце светит на Вас, а не против, то все предметы должны быть темными, показывая только силуэты. Используйте темно-синий и темно-фиолетовый цвета.
Чтобы изобразить пальмы, нарисуйте две-три непрямых вертикальных линии. К низу они должны быть чуть толще. Чтобы нарисовать пальмовые листья, проведите от верхней точки две три выгнутых линии вбок – это основа для пальмовых листьев. Далее резкими короткими мазками набросайте сами листья, как правило, они тонкие и висячие. Сравнить пальмовые листья можно с рисованием ресниц глаза, только в другую сторону.
Лучше всего располагать деревья на переднем плане слева. Чуть дальше справа можно изобразить маленький домик или мостик. Рисуются они легко и, как правило, не взывают у художников проблем.
Вспомните урок рисования в школе: после того, как Вы закончили работу над рисунком, оставьте его сохнуть и сразу же уберите все принадлежности для рисования, чтобы не испачкаться. Когда изображение станет сухим, отклейте полоски малярного скотча, если вы пользовались им, либо воспользуйтесь ластиком и сотрите ненужным акварельные пятна, чтобы сделать ровные границы.
Если Вы хотите нарисовать зимний закат, просто добавьте больше белого цвета на воде и на листьях деревьев. Не стоит рисовать снежинки или сугробы, если Вы рисуете тропический пейзаж.
Источник
Закат акрилом
Сейчас мы покажем вам, как красиво нарисовать закат акрилом.
Для работы с ним лучше всего расположить лист бумаги вертикально.
Порядок работы:
- Отодвинув сверху треть листа, нанесите на него каплю белой акриловой краски.
- Под ним капните желтую каплю на 3 см. Еще ниже — еще капля желтого, затем — капля оранжевого и, наконец, капля красного акрила.
- Взяв шпатель, начните размазывать все капли налево и направо, создавая цветные полосы. Перемещая мастихин по краям полосок, сгладьте цветовые переходы.
- Тщательно прорисовываем края бумаги. Используя большую кисть, растушуйте цвета еще больше.
- Возьмите тонкую кисть и в центре бумаги, по краю желтого и оранжевого, нарисуйте желтой краской большой полукруг солнца.
- Нарисуйте на нем. Нижний край полукруга заштрихуйте оранжевой краской.
- Наберите белый цвет на кисть и закрасьте полностью весь полукруг, тщательно смешивая белую краску с желтой.
- Края полукруга сделайте более контрастными. Заштрихуйте нижний край.
- Нарисуйте кистью красный цвет и, начиная с краев листа, слегка обведите горизонтальные полосы с небольшими изгибами, пересекая края солнца, но не доходя до центра.
- Нарисуйте белой краской и нарисуйте легкие фигурные облака, вытянутые горизонтально над солнечным диском.
- Их размер должен быть меньше, чем у солнца. Возьмите синий цвет и нарисуйте нижнюю часть облаков, создавая тени. Добавьте туда небольшое количество оранжевой краски.
- Наберите на кисти желтый цвет и ниже солнца нарисуйте легкие вертикальные штрихи, собранные в горизонтальные полосы.
- При этом кисть должна быть почти сухой, а краска еле заметной.
- Наберите коричневый акрил и слегка затемните нижние углы и край листа.
- Затем можно взять тонкую кисть и таким же коричневым цветом в нижней части листа нарисовать контуры злаковых растений или камыша.
О важности мягких краев и границ в небе
Когда вы рисуете небо, очень важно помнить о краях. Во всей природе вы не найдете других таких мягких пересекающихся границ, как у некоторых облаков
Важно помнить также о балансе между чёткими и мягкими краями. Это поможет вам регулировать объём и прозрачность облаков
Некоторые облака настолько тонкие, что через них просвечивает небо. Чтобы подчеркнуть их, добавьте к цвету облака цвет неба, смягчите края самого облака и просветов в нем.
Кроме того, небо к горизонту постепенно меняет свой цвет. Используйте лессировки и смешение оттенков, чтобы верно нарисовать такой переход.
Пример мягких и четких контуров облаков. Фрагмент картины Robie Benve «Much Needed».
С лучами
Солнце с лучами считается классическим рисунком, с которого начинают обучать детей базовым навыкам изобразительного искусства.
Простейшие алгоритмы создания такой картинки выглядят так:
Вариант рисунка солнца для детей | Рекомендованный алгоритм рабочего процесса |
1. В середине используемого листа бумаги нарисовать ровный круг. 2. Отступить от основного контура 2-4 см, в зависимости от формата используемого листа бумаги. На указанном расстоянии нарисовать зигзагообразную линию, изгибы которой должны быть разными, но периодически повторяющимися (лучи).
3. Закрасить расстояние между контуром основной фигуры и лучами желтым цветом. 4. В верхней части внутренней поверхности круга нарисовать 2 маленьких полукруга, расположив их на одном уровне (брови). 5. Под бровями, отступив 2-3 см, изобразить 2 одинаковых круга. 6. Внутри каждого из кругов нарисовать еще по 1 окружности, меньшего размера. 7. Внутреннюю часть меньшего круга закрасить, оставив белым небольшой участок – блик (глаза). 8. Под глазами между ними изобразить небольшой овал, расположив его вертикально (нос). 9. Под носом нарисовать полукруг, изогнутый вниз (рот). 10. По желанию, детализировать картинку, дорисовав веснушки, руки или волосы солнцу. |
|
1. В середине рабочей плоскости изобразить круг среднего размера (основной контур), внутреннюю часть которого необходимо закрасить желтым. 2. Внутри круга нарисовать 2 крупных овала или окружности (глаза). Внутреннюю часть глаз разделить на 2 части с помощью слегка изогнутой горизонтали. Верхнюю часть следует закрасить темным, оставив незакрашенным один небольшой участок (блик).
3. Из границ нарисованных глаз вывести несколько плавно изогнутых линий (ресницы). 4. Под глазами начертить горизонтальную прямую. 5. Из горизонтальной прямой вывести вниз треугольник, слегка округлив его угол (рот). Детализировать изображение, дорисовав зубы и язык (опционально). 6. Из основного контура, по всей его длине, вывести несколько треугольник со слегка закругленными углами, расположив их на одинаковом друг от друга расстоянии (лучи). 7. Внутреннюю часть треугольников заполнить кривыми, расположенными в хаотичном порядке. 8. Раскрасить картинку, используя желтый, красный и оранжевый цвета. |
Классический морской закат
В основе данного урока лежит весьма популярная в последнее время методика правополушарного или интуитивного рисования.
Она предполагает «отключение» аналитического и критического мышления, за которое отвечает левое полушарие головного мозга, и абсолютное погружение в творческий процесс:
- Нужно взять чистый лист бумаги и наметить простым карандашом линию горизонта.
- Далее необходимо определиться с цветовой палитрой и приступить к раскрашиванию неба. Для этого требуется точечными мазками нанести на бумагу краску. Соответственно мазки основного цвета (например, синего) должны быть чаще и жирнее, чем мазки вспомогательных цветов (розовые, синие, зелёные и т.д.)
- Размазать все точки широкой мокрой кистью, начиная с линии горизонта. Для удобства можно воспользоваться губкой.
- По такому же принципу изобразить море. Воду рекомендуется сделать более однотонной. Вкрапления дополнительных оттенков призваны лишь показать рябь на волнах, в которой отражается небо.
- Окунуть указательный палец правой руки в белую краску и нарисовать им облака, заходящее солнце и световую дорожку на воде.
- Дальнейшее оформление рисунка зависит только от вашей собственной фантазии. Вы можете изобразить на горизонте очертания гор, белоснежный парусник или необитаемый остров в открытом море. Главное, прислушаться к себе и своему настроению!
Правополушарное рисование — это не только творческая методика, но и хороший способ самопознания и медитации. Благодаря этому мастер-классу вы сможете легко нарисовать красивый закат своей мечты и полноценно отдохнуть душой.
Рисуем поэтапно кувшинки на воде красками на бумаге
Этот рисунок понравится не только детям, но и взрослым. Мы будем создавать картинку с изображением кувшинок.
Рисовать будем гуашью. И первое что необходимо сделать – это создать фон, нанеся на весь лист бумаги темно синюю краску.
Затем берем зеленую краску и наносим ее поверх синей. Но не вторым слоем, а размываем в нижней и верхней частях рисунка. Кисточка при этом должна быть влажной.
Аналогичным образом втираем в верхней части рисунка белую краску. Влажной кисточкой размываем ее поверх основного фона.
На следующем этапе надо будет нарисовать листочки кувшинок. Для этого смешиваем три цвета: белый, зеленый и синий, и получившемся оттенком рисуем овалы, которые в дальнейшем станут листьями.
Теперь смешиваем белый с зеленым и желтым. Этим оттенком прорисовываем контуры по краям листьев.
Смешиваем белый и темно синий цвет. Аналогично добавляем к листьям несколько мазков.
И завершающим этапом станет добавление поверх каждого листа зеленого цвета. но немного.
Затем смешиваем синий цвет с коричневым и обводим получившимся оттенком каждый листок. Одновременно с этим на воде этим же цветом прорисовываем полоски.
Теперь синий цвет смешиваем с белым и делаем блики на воде. В нижней части рисунка их больше, а в верхней – это задний план, поменьше.
Листья готовы, теперь необходимо нарисовать цветы кувшинки.
Рисуем кувшинки
Смешиваем белый с розовым, добавляем чуть-чуть синего. Получившемся оттенком прорисовываем лепестки цветка кувшинки. Каждый лепесток наносим отдельным мазком.
Затем по краю каждого лепестка делаем мазки белым цветом для придания цветку объемности.
Это были лепестки, которые видны с внутренней верхней стороны. Теперь рисуем наружные лепестки. Это второй ряд. Добавляем больше розового, что бы оттенок был более насыщенным. Наносим следующую группу лепестков. После того, как нарисовали эти лепестки, по их краю так же прорисовываем белым.
В этот цвет, которым рисовали второй ряд лепестков добавляем немного белого. Этим уже более светлым оттенком рисуем третий ряд лепестков.
Смешиваем розовый, белый и синий цвет, рисуем последний ряд лепестков. Добавляем больше синего цвета и оттеняем края лепестков.
Этим же цветом под цветком рисуем блик или его отражение на воде. Затем синим отделяем цветок от этого блика.
Светло розовым рисуем рядом нераскрывшийся бутон. Коричневой краской добавляем на листья тень и влажной кистью немного размываем ее.
Светлым оттенком добавляем контуры на несколько лепестков, полоски на воду, где тень от цветка. Это были последние штрихи. В результате получили такую вот замечательную картинку.
Уроки рисования акварелью
После тренировок на раскрасках на первый план занятий в живописи для детей выходит – рисование акварелью.
Акварель – это нежная воздушная краска на водной основе, при работе с которой получаются красивые рисунки благодаря легкому смешению цветов.
Узнать, как рисовать акварелью, совсем не сложно, но главное для начинающих обучение детей стараться изображать следующие три типа простых рисунков:
- Круг и все круглые предметы, ведь круглая форма очень проста, ей можно задать один цвет и придать потом тональность в виде теней. Мячики, шарики, различные фрукты и ягодки прекрасно подойдут для тренировки;
- Цветы – изображение цветущих растений позволяет детям учиться смешивать краски между собой. Розы, тюльпаны и цветы из сада, собранные вместе, травянистые и луговые цветы, такие как подсолнухи и клевер в букете позволяют детям этому научиться;
- Части пейзажа – рисовать элементы природы детям намного проще поначалу, чем сюжет целиком. Поэтому тренируясь на отдельных предметах, например, изображениях деревьев, дети постепенно улучшают технику владения кистью.
Затем уроки рисования акварелью усложняются, родители добавляют в обучение акварельные техники. Узнать о них можно в статье «Рисование со школьниками».
И слегка освоив техники далее рисуем акварелью пейзаж. Поэтапно простой урок рисования будет выглядеть так:
- Берем акварельную бумагу и кисти разного размера, начиная от толстых для заливки и заканчивая тонкими для прорисовки деталей, карандаш и ластик;
- Решаем с ребенком какие цвета для пейзажа задействуем;
- Помогаем ребенку создать легкий набросок основных объектов карандашом. Все детали прорисовывать не надо, их ребенок может добавить позже;
- Просим ребенка создать основной цветовой фон, закрасив цветами небосвод, землю и растительный мир;
- Далее ребенок добавляет детали в рисунок, как самостоятельно придуманные, так и под руководством родителей. Например, в пейзаже на тему «Осень» дети могут добавить яркие красочные листья и плоды, оттенить облака на небе и изобразить капли дождя;
- Поправляем недочеты и пейзаж готов!
Все совсем не сложно, главное создавать картину пошагово и не бояться пробовать рисовать.
А примеры выполнения различных акварельных работ можно освоить по следующим мастер-классам:
https://youtube.com/watch?v=yCc-3xGw0mA
Кроме того стоит отметить, что научиться рисовать акварелью можно не только по классической методике, но и по нетрадиционной, такой как правополушарное рисование и в технике школы Сергея Андрияки.
Густые слои краски и лессировки
Небо соткано из воздуха, пара, частиц.
Мне нравится начинать рисовать с тонких прозрачных слоев. В самом начале работы я развожу акриловые краски с водой, а масляные с разбавителем без запаха. После этого начинаю наносить краски на холст, контролируя плотность слоя, осветляя или затемняя отдельные участки в зависимости от изображаемого объекта.
Начальная работа с темными и светлыми участками позволяет мне организовать и продумать композицию картины. Я всегда начинаю с такого подхода, он касается и неба, и каких-либо объектов на земле.
После того, как готов предварительный подмалевок, я продолжаю работать со слоями, добавляя их в нужных мне местах картины. Я заметила, что темные области выглядят лучше, если перед началом работы добавить разбавитель в нужные краски и оттенки.
Я наношу краску более густо на те участки облаков, которые находятся ближе к зрителю, и мне хочется подчеркнуть их очертания.
Иногда встречаются и такие светлые, растрепанные ветром, облака.
Robie Benve «Featherlike»
Рисование гор гуашью
Если карандаши в руке умеет держать каждый и горы карандашом сможет нарисовать без лишних усилий, то с гуашью порою бывает трудно управиться. Но все может получиться, если точно следовать нижеизложенному поэтапному объяснению:
- Для начала как обычно подготавливаем материалы: плотный альбомный лист, несколько кистей разной густоты, баночка с водой, палитра для смешивания цветов при необходимости и собственно саму гуашь.
- Начать нужно с основ — фона и земли. Пусть фон будет голубым. Берем большую кисть, смачиваем ее и рисуем голубой краской фон, стараясь рисовать однородно и делать плавный переход от нежно-голубого цвета к едва ли заметному светло-голубому цвету на горизонте. Для создания градиента часто смачиваем кисть в воде, так краска будет ложиться на бумагу более однородно и равномерно. Землю прорисовываем несколькими легкими движениями в нижней части листа, создаем начертание подножия горы.
- На получившемся голубом градиентном фоне более заметным голубым цвете, не сильно нажимая, утонченно делаем начертания самих гор. С чувством и внимательно всматриваясь в пример для рисования, выделяем основные пропорции и детализируем некоторые места. Также выделяем тени и углубления, используя не только один голубой цвет, но и более темные цвета.
- При помощи белой краски и тонкой кисти детализируем снег на вершинах. У подножия возле горизонта широкой кистью применяем светлый цвет (наподобие тумана). Это может помочь создать ощущение парения гор в воздухе.
- Когда сами горы готовы, можно разнообразить передний план елью или другой растительностью. Необходимо опять использовать тонкую кисть, и в соответствии с примером делать утонченные и естественные начертания, а затем их детализировать.
Треугольные лучики
Одним из самых распространенным среди детей вариантом рисования солнышка является светило с аккуратными острыми лучами. В роли лучиков выступают равнобедренные треугольники с длинными сторонами и коротким основанием. Нарисовать подобное солнце возможно, используя любые материалы, обязательными принадлежностями будут лишь простой карандаш и линейка.
Процесс работы заключается в следующем:
- На расположенном в удобном положении листе бумаги, очертить карандашом круг, который будет основой солнышка.
- На контуре круга-основы отметить четыре точки на равном расстоянии друг от друга.
- Прочертить при помощи линейки лучи, берущие свое начало от отмеченных точек. К полученным линиям с обеих сторон добавить отрезки, образующие треугольники. Должна получиться фигура похожая на компас. Такие действия дают возможность сделать солнце симметричным и аккуратным по максимуму.
- Промеж треугольников нарисовать ещё аналогичные лучи, заполняя все пространство вокруг основы.
- Оформить и раскрасить рисунок по собственному желанию.
Рисование солнца интересно тем, что можно по-разному изобразить лучи, использовать разнообразные материалы, добавлять своеобразные элементы, сделать оригинальное оформление. А самое интересное, что используя любой вариант, получается яркий и красивый рисунок.
https://www.youtube.com/watch?v=3yb8QK6EbUkhttps ://www.youtube.com/watch?v=9WCJa8Xb1q0
Смешение гуаши
В мастер-классах часто упоминалось слово «смешайте». Основываясь на принципах колористики смешиваются цвета и получаются новые. Не нужно покупать кучу баночек разных оттенков для одного рисунка. Существует круг Иттена, который классифицирует цвета и дает понятие о правильном сочетании. Гармония необходима в разных творческих профессиях: фотограф, художник, дизайнер и другие. Цвета бывают характерными, нехарактерными, гармоничными. Гармоничными считаются противоположные. Характерные те, что через один. А те, что находятся друг за другом нехарактерные. Если в центре расположить треугольник, то получается трехцветная гармония, если квадрат, то четырех цветная и т.д
Для получения нужного оттенка важно соблюдать пропорции
Выглядит система так:
Освоение цветоведение не кажется легким занятием. Людям, которые до этого не рисовали достаточно будет посмотреть на круг или найти готовые сочетания для своего творчества.
Оттенки делятся на ахроматические: белый, черный, серый и его производные, к хроматическим все остальные. Некоторые могут быть несовместимыми. Но все же их можно сочетать, если знать свойства цветов.
Обратите внимание на эти понятия, помогут в дальнейшем:
- Светлота – насколько цвет близок к белому;
- Яркость – насколько цвет близок к черному;
- Насыщенность – насколько цвет блеклый;
- Тон – цвета, что относятся к одному спектру.
Знание этих характеристик поможет развиваться в рисовании. Несмотря на наличие принципов, некоторые моменты все еще являются субъективными, как и все искусство.
Гуашь и масло схожи по консистенции, поэтому смешиваются цвета похожим образом. Белила покупаются про запас, так как расходуются быстрее.
Основные сочетания (в скобках будут указаны части):
Голубые: зеленый (7) + синий (3)
белый (9) + синий (1);
Оранжевые: желтый (9) + красный (1)
желтый (8) + красный (2)
желтый (5) + красный (5);
Розовые: белый (9) + красный (1)
белый (7) + красный (3);
Зеленые: желтый (9) + зеленый (1)
желтый (8) + зеленый (2);
- Серый: белый (9) + черный (1);
- Сиреневый: белый (9) + фиолетовый (1).
Это значит, что хватит набора цветов: белый, черный, желтый, синий, красный. Предварительно поэкспериментируйте с гуашью.
Заход солнца гуашью
Гуашью рисовать сложнее, но все же осваивают и эту технику рисования. Для работы будут нужны: бумага, кисти, гуашевые краски, банка с водой, тряпочка для вытирания кисти:
- Работу начинают с изображения дневного светила: в центральной части листа мазками кистью с желтой краской наносят жирные точки (форма напоминает циферблат у часов).
- Следующее действие — второй круг красного цвета (отступив немного от первого круга).
- Круг № 3 — фиолетовая гуашь.
- Далее все три цвета растушевывают плавно широкой кистью — получается закат.
- Затем переходят к изображению деревьев и горных склонов. Для этого под желтым кругом рисуют горизонтальную чуть изогнутую дугу синего оттенка.
- После этого по всему горизонту делают синие мазки разного размера, а на них наносят белые капли и растушевывают полосу горизонта.
- За этим следует изобразить ели. Чтобы они получились более реалистичными, наброски начинают с вертикальных отрезков-стволов, а затем наносят штрихи-ветки по бокам: короткие на макушке и более длинные внизу.
- Далее деревьям создают тени и гуашью белого цвета подрисовывают блики от заката на еловых ветках.
- Рядом с деревьями изображают объемные кусты, но без листьев. Изображение елового леса на фоне закатного неба готово!
Акриловый закат
Его можно нарисовать несколькими способами. И каждый художник самостоятельно выбирает тот, который ему больше нравится.
Кистью
Чтобы нарисовать закат акрилом, необходимо взять в руки:
- холст или матовую бумагу;
- кисти разных размеров;
- карандаш для наброска;
- воду в стакане;
- акриловые краски.
Сначала набрасывают будущий вечерний пейзаж карандашом. Затем наносят желтый слой краски, разбавленный наполовину водой. Это техника называется — остекленение.
Когда слой подсохнет, сверху наносят оранжевый цвет, а затем красный и сиреневый, но уже полосами. Детализация в этой технике, наоборот, ярко насыщенная: применяются не разбавленные водой краски. Линия горизонта — лес и горы, делают темными и акрил при этом используют концентрированный.
С помощью губки
Создать рисунок акрилом можно в технике «промакивания губкой»:
- Шаг 1. В верхней части холста кистью наносят голубую краску, разбавляя ее серым оттенком. Затем губкой (обычной, для посуды) начинают делать надавливающие движения на краску — промакивать.
- Шаг 2. Ниже серо-голубого цвета, примерно в середине листа наносят по очереди желтый, оранжевый и красный. И снова растушевывают губкой. Цветные границы четкими делать не нужно: пусть тона по краям немного смешиваются.
- Шаг 3. Слева, в зоне перехода желтого в оранжевый делают лучи, с помощью широких мазков.
- Шаг 4. Переходят к горизонту. Для этого внизу листка кистью добавляют зеленую краску и снова растушевывают губкой. Постепенно намечают коричневым цветом стволы деревьев с помощью кисти. Изображая крону, также используют технику макания-прижимания.
- Шаг 5. Прорисовывают рисунок на стволах тонкой кистью с коричневый и черным тонами.
- Шаг 6. Затеняют траву темно-зеленой и коричневой красками, прорисовывают падающие тени от деревьев. Добавляют солнечные блики на кронах и траве. Наносят последние штрихи и контуры.
Рисунок готов!
Воспоминания о лете
Жёлтые красочные подсолнухи в вазе — воплощение тёплых летних дней.
Такая картина поднимает настроение в любые дни.
Для создания на бумаге гуашью цветов для начинающих, нужно поэтапно следовать подсказкам:
- Сделать набросок карандашом, схематически указать направление стебля, листьев, лепестков.
- Подготовить гуашь «Мастер-класс 12 цветов», выбрав нужные оттенки.
- Тонкой кистью закрасить лепестки, дать время на высыхание.
- Аналогично изобразить вазу, отметив её линии, размеры и основание.
- Схематически разделить вазу на три ровные части.
- Создать основы овала, соединив их в один большой.
- Раскрасить вазу цветными красками.
Получается достойная картина, украшающая комнату. Можно нарисовать любые цветочные композиции, букеты. На уроках изобразительного искусства дети часто рисуют цветы. Это самый простой вариант, на котором можно отрабатывать тонкости техники рисования гуашью.
Поэтапные способы помогут даже детям разобраться в основах рисования. Способность выполнять последовательные действия, выбирать краски и кисточки — поможет отразить природную красоту на холсте.
Изображение пейзажа гуашью начинают с наброска карандашом схемы рисунка. Проще начинать с верхней части картины, с синего неба, потом перейти к облакам белого цвета. Облака рисуют белилами, взмахнув кистью по небосводу.
Горы изображаются коричневыми красками, растения — зелёными. Главное условие — подобрать цвета, которые выглядят реалистичными. Иногда краски смешивают на листе, часто меняя воду. После окончания работы, дать картине высохнуть, и покрыть лаком.
К тому же, рисование — полезное занятие для развития воображения, мышления. Пока человек рисует, чувствует себя спокойным, умиротворённым, погружается в другой мир, забывает о неприятностях и проблемах.
Технологии рисования
Многие известные художники пользуются разными техниками нанесения рисунка гуашью.
Новички обучаются самым распространённым способам, приходя к наиболее подходящему.
- «Влажное по сухому» — кистью наносится краска на слой, окончательно высушенный. Этим способом вносятся исправления.
- «Влажное по влажному» — краска наносится послойно на ещё влажную поверхность. Мазки ложатся плотно и рисунок долго подсыхает. Эту технику применяют при создании акварелей.
- Разбрызгивание — смачивая кисть в красящем материале, разбрызгивают его на основное панно. Лёгкий и весёлый способ, применяющийся в создании мелких деталей.
- Фактурную картину создают с использованием губки, которая имитирует текстуру земли, листвы.
- Маскировка выполняется с использованием специальной жидкости. Если на рисунке есть участки, которые должны остаться не закрашенными, их покрывают этой жидкостью, а в конце работы вытирают вместе с создавшейся плёнкой.
- С помощью сухой кисти для рисования, смоченной только краской, прорисовывают детали рисунка.
- Выделение, царапание — дополнительные техники, соответствующие названиям. Выполняются острыми палочками или ножом.
- Осветление — краска смывается мокрым кусочком ткани до получения нужного оттенка.
Только при наглядных действиях подбирают лучшие техники.