Инструменты для резьбы по дереву
Приспособления для художественной деревообработки условно можно разделить на следующие категории: основные (ножи, стамески), дополнительные (топоры, рубанки, пилы), вспомогательные (электроинструмент, краскопульт). Современный рынок представляет широкий ассортимент инструментов для резьбы. Можно приобретать их отдельно по мере необходимости, а можно купить набор для резьбы по дереву, где необходимые инструменты профессионально подобраны.
Остановимся на основных видах инструментов подробнее. Для резьбы по дереву выделяют ножи разного назначения и конструкции:
- Нож-резак – главный инструмент любого резчика. Длина рукоятки и лезвия может варьироваться, но основной угол режущей части должен составлять 35º.
- Нож-косяк применяется в технике прорезной и плоскорельефной резьбы.
- Для скульптурной резьбы используют Богородский нож.
Для создания различных выборок применяют стамески, среди которых распространенные:
- Полукруглые . Основной тип стамесок, применяемый для любой работы по дереву.
- Прямые . Используются для вспомогательной работы.
- Клюкарзы . Имеют два загиба по 120º. Необходимы при заготовке круглых изгибов и глубоких впадин рельефа.
- Уголковые или рейсмусы . Предназначены для контурного разрезания и создания V-образной канавки.
- Косые . С их помощью создают продольные канавки и проводят начальную работу с заготовкой. Лезвие у данных стамесок скошено под углом в 45º.
Прорезная резьба
Одной из самых внешне впечатляющих является прорезная резьба. Она отлично подходит для декора интерьера и экстерьера домов
Украсить ею предмет мебели, оконные наличники или декоративные карнизы – это значит приковать к ним всеобщие внимание и восхищение. У многих эта разновидность резьбы ассоциируется именно с российскими культурой и прикладным искусством
Принято считать, что прорезать узоры насквозь в больших масштабах и развивать это искусство начали преимущественно с появлением в промышленных масштабах тонких и широких деревянных полотен. Ведь до этого такие заготовки приходилось с огромным трудом выпиливать вручную.
Чтобы сделать прорезь, доска просверливается в нескольких местах с изнанки специальным сверлом или стамеской. В получившееся отверстие просовывается пилка лобзика, которой и проделывается прорезь согласно нарисованной схеме.
Если элемент узора маленький, то с той же целью применяются специальные пилки, имеющие мелкие зубчики. Оставшиеся элементы можно с декоративной целью дополнительно украсить узорами.
После завершения рисунка изделие обрабатывается наждачной бумагой и надфилем.
Прорезная техника – это тот вид резьбы, с которого советуют стартовать новичкам в этом деле. Разумеется, сначала сложные витиеватые узоры удаваться не будут, но зато это отличный способ потренироваться и сделать что-то по-настоящему прекрасное!
Если начинающий мастер захочет научиться ремеслу резьбы по дереву, ему следует запастись терпением и изучить все нюансы. Но только с помощью постоянных тренировок и изготовления изделий разной степени сложности можно достичь впечатляющих успехов!
Резьба по кости
Резная кость, как народный художественный промысел присутствует в творчестве многих народов мира. В нашей стране данный вид декоративного искусства распространен, в основном, на Севере: в Архангельской области – холмогорский промысел резьбы по кости, в Тобольске – тобольская резная кость, на Ямале – ямальская, а в Якутии и на Чукотке – чукотская резная кость.
Мастерами резьбы по кости используется в качестве материала олений и лосиный рог, цевка (кости домашнего скота), моржовый клык, зуб кашалота и в некоторых случаях бивни мамонта.
Первые изделия, выполненные в данной манере, были датированы XVII веком. Однако, все профессиональные приемы и методы работы в резьбе по кости сложились гораздо позже, в XVIII веке. Традиционно в оформлении резных костяных изделий используется сквозной орнамент и рельефные изображения животных, птиц, сюжетов их народной жизни, эмблем и портретов. Иногда мастера применяют подкраску или цветную гравировку на кости, а в иных случаях под ажурную поверхность орнамента подкладывают разноцветную фольгу.
Например, для холмогорской резной кости характерно изображение животного и растительного мира, окружающего человека в повседневной жизни. На изделиях красуется богатый орнамент из ягод, веточек и листиков. Можно заметить в некоторых произведениях резного костяного искусства рокайли – затейливый, изгибающийся рисунок, напоминающий морскую раковину, жемчужину неправильной формы или камень.
Холмогорские изделия имели, как правило, бытовое, практическое назначение. Самое распространенное изделие из резной кости, которое изготавливали с древних времен, – это гребни. Кроме этого, мастера делали ларцы, шкатулки, бокалы, табакерки, украшения для праздничного стола, резные костяные пластины для инкрустации мебели, резные шахматы. Известны женские украшения и портретные миниатюры, выполненные таким способом.
Чукотская и якутская резная кость вытачивалась из моржовых клыков и украшалась искусной гравировкой. В изделиях мастеров Крайнего Севера прослеживается единство условности и реальной достоверности скульптурных изображений, а уникальная цветовая гамма гравировки делает их узнаваемыми. Декоративным фигуркам нерп, моржей, белых медведей мастера придают характерный вид и забавные позы, резчиками создаются целые сувенирные скульптурные группы.
Ямальское направление в резьбе по кости характерно изображением в костяной скульптуре сцен из жизни северных народностей: оленьей упряжки с отважным погонщиком, рыбной ловли на льдине, встречи охотника с медведем. Мастера изготавливали не только художественные миниатюры, но и объемную скульптуру средних размеров.
Тобольские умельцы имели шведские и польские корни. В 1721 году, в Тобольск пригнали пленных шведских офицеров. Они, со временем, получили возможность заниматься костяным промыслом. Изящные и стильные вещицы: табакерки, шкатулки, художественная миниатюра прославили тобольских мастеров далеко за пределами губернии. Через сто с лишним лет, в эти места сослали восставших поляков и традиционные местные приемы в резьбе были дополнены рельефной резьбой по кости на религиозную тематику.
Какой должна быть кость
Внешний вид и уникальность готовых изделий — результат мастерства автора, выбранной техники и типа материала. Перед использованием кости обязательно обрабатываются: поверхность обезжиривают и отбеливают, разделяя на удобные для работы элементы. Чем лучше мастер знаком со строением костей, тем качественнее сможет использовать их преимущества в работе.
Слоновая кость для резьбы подходит не меньше, чем мамонтовая. Изделия получаются такими же благородными и эффектными. Работая со слоновой костью, автор не ограничен в выборе техники резьбы, хотя чаще всего используется рельефная резьба с активной проработкой линий для оптимальной игры светотени. Слоновая кость такая же крупная, как и у мамонта, поэтому из нее получаются при необходимости цельные габаритные статуэтки.
Изделия из слоновой или мамонтовой кости поражают воображение необычными линиями и изящным силуэтом, являются образцом авторского художественного искусства. Не удивительно, что стоят они очень дорого.
Резьба по кости: инструменты и материалы
Резьба по кости – это старейшее искусство, которое зародилось еще в доисторические времена. Сейчас оно является относительно редким и необычным хобби.
Но освоив его можно создавать настоящие произведения искусства: скульптуры, украшения, предметы интерьера и прочее. При этом они будут уникальные и незаурядные.
Свои изделия можно подарить или при желании превратить хобби в бизнес и продавать поделки за неплохую цену. Главное – иметь желание и запастись необходимыми материалами и инструментами.
Материалы
В качестве материалов для своих поделок косторезы используют кости и рога животных. Особенно ценятся изделия из редких материалов – бивня мамонта или слона, клыка моржа, рога носорога и т.п.
Соответственно, найти их непросто, да и цена кусается. Для начинающих подойдет цевка, то есть кости таких животных, как быки, лошади, лоси, олени и другой крупны рогатый скот, либо их костяные рога.
Кость разных животных отличается как по своему виду, так и по свойствам.
Останки мамонта, конечно, очень прочные и красивые, но не стоит отворачиваться от простых костей коровы или свиньи, так как они обладают достаточной плотностью и их легко обрабатывать.
Материалы можно купить в специализированных онлайн-магазинах или на тематических форумах, либо самый простой вариант – купить цевку на мясном рынке.
Однако, перед тем, как делать изделие из цевки, нужно ее подготовить. Подготовка включает несколько этапов:
- Очистка. Для начала нужно удалить ее внутренности, то есть костный мозг, предварительно распилив кость при помощи болгарки. Остатки мяса можно сразу счистить.
- Первая варка. Очищенный материал варят в воде на протяжение часа, после чего воду сливают, кость еще раз подчищают.
- Вторая варка. Кость повторно варится в воде с добавлением около 200 г кальцинированной соды в течение 2-3 часов. Должен вывариться весь жир, кость побелеет, а губчатое вещество размякнет.
- Третья варка. Еще раз меняется вода, засыпается сода. Кость нужно варить до тех пор, пока весь мозг внутри нее не побелеет. Теперь его можно будет полностью счистить ножом.
- Отбеливание. После всех предыдущих манипуляций кость приобретает бежевый цвет. В принципе, можно работать и с таким материалом, но большинство предпочитают отбеливать его. Для этого кости заливают водой и добавляют таблетки гидроперита. Через 3 дня они должны побелеть.
Напоследок заготовки промывают и высушивают естественным способом. Теперь из них можно создавать шедевры!
Средства индивидуальной защиты
Во время обработки кости обязательно потребуется такое защитное снаряжение:
- Наушники или беруши, чтобы защитить свои уши от шума работающих станков.
- Респиратор. Пыль вредна для легких, а резьба по кости и рогу может привести к образованию большого количества пыли. Чтобы не вдыхать ее – одевайте респиратор. Желательно выбрать модель с фильтром, так как при обработке заготовок обычно возникает не очень приятный запах. Для постоянной работы рекомендуют дополнительно приобретать портативную вытяжку;
- Очки для защиты глаз (можно использовать маску, которая закрывает глаза и нос).
Не стоит пренебрегать этими средствами, иначе можно «заработать» всевозможные заболевания.
История ремесла
Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок.
У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области.
Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:
резной орнамент со сквозными отверстиями;
рельефные сюжетные композиции;
разноцветная гравировка элементов;
подкладывание цветной фольги под орнамент.
Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.
Презентация на тему: » Резьба по кости Составитель Большаков С.В. Север нельзя представить без искусства резьбы по кости. Центром ее развития считают Холмогорский район Гребень.» — Транскрипт:
1
Резьба по кости Составитель Большаков С.В
2
Север нельзя представить без искусства резьбы по кости. Центром ее развития считают Холмогорский район Гребень. Бивень мамонта XVII в. МНИ (Музей народного искусства, Москва)
3
Ларец. XVII в. МНИ В первой половине ХVII века в г. Холмогоры насчитывалось до ЗО первоклассных ремесленников косторезов. Они обрабатывали моржовую и скотскую кость. Изделия косторезов: шахматные фигурки, резные и гладкие гребни, узорные шкатулки и ларцы.
4
Крышка коробочки. XVII в. МНИ Кость как материал, из которого создавались изделия, добывалась в разных местах. Жители побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана охотились на моржей около Мезенского берега, у острова Вайгач и мыса Колгуев, у Новой Земли и Мурманского берега, и устья реки Печоры.
5
Г. Е. Петровский. Бивень мамонта г. МНИ Одновременно с этим в районе вечной мерзлоты добывали ископаемую, мамонтовую кость. Ею особенно славилась суровая Якутия, а также острова в море Лаптевых, Мангазея.
6
Зимой, поморы резали кость — моржовую, мамонтовую, слоновую, или обычную «животную». Традиции резьбы по кости шли из глубины веков. Резная шкатулка Холмогорской работы
7
Работы Осипова Г. Ф. и его сыновей В деревнях вблизи Холмогор большая часть населения занималась ремеслом художественной резьбы из кости в свободное от сельскохозяйственных работ время. Вещи, исполненные холмогорскими косторезами, расходились по всей России и за её пределами, они пользовались большим успехом на выставках, мастера получали награды и премии.
8
Работы Осипова Г. Ф. и его сыновей Наиболее удачными были работы, в которых отражались сюжеты, связанные с природой Севера. На фоне тончайшего ажурного орнамента, состоявшего из холмогорских завитков, мастера изображают северных животных, а также сюжетные сцены поездку на оленях, охоту на медведя, элементы пейзажа, напоминающие то северное сияние, то снежные вихри.
9
Работы Осипова Г. Ф. и его сыновей В основе орнаментальных решений лежат конкретные растения, цветы, ягоды, которыми так богата природа Севера. Передавая в тонкой миниатюрной резьбе узкие, остроконечные листья рябин, гроздья ягод, мастер подчеркивает изящество при родных форм, сообщает их поэтический характер.
10
Работы Осипова Г. Ф. и его сыновей Поэтизация основное средство создания художественного образа в искусстве современной холмогорской резьбы. Стремление авторов воспеть природу Севера находит выражение в условных формах, мотивах растительного орнамента, красоте изображений птиц, оленей, белок, собак.
11
Работы Осипова Г. Ф. и его сыновей Активную роль в создании образа вещи играет материал. Его белый цвет вызывает ассоциации с заснеженными просторами, а зеленые, желтые тона напоминают о заливных лугах, пышном разнотравье. И, конечно, сама резьба, ее изящество, пластичность, отточенное мастерство резчиков, «работает» на создание лирического поэтического образа природы.
12
Излюбленные сюжетные мотивы охота, рыбная ловля, сель сельскохозяйственные работы, поездка на санях окрашиваются поэтическим видением автора. В прихотливых изгибах ветвей и трав, очертаниях цветов, грациозной игре птиц, легком беге оленя, изящных движениях белки во всем проявляется радость жизни, гимн всему живому.
13
Работы Осипова Г. Ф. и его сыновей Творчески воспринимая наследие своего промысла, холмогорские резчики развивают художественные приемы и принципы образной, поэтической трактовки окружающей природы, разнообразных явлений жизни. Многозначность гуманистического содержания, поэтизация, виртуозность все это составляет ярко выраженный национальный художественный стиль холмогорской резьбы.
14
В 1921 году В Архангельске были организованы курсы резчиков по кости. В 1929 году в Холмогорах открывается учебный пункт косторезного искусства, через год он преобразуется в художественную школу. Её первые ученики и создали в 1933 году в селе Ломоносово артель, которая стала основой будущей фабрики резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.
15
Изделия холмогорских косторезов знамениты на весь мир
16
Изделия фабрики имени М. В. Ломоносова
17
Уголок музея В селе Ломоносово в музее М. В. Ломоносова собраны также изделия холмогорских косторезов.
18
Кубок и ваза работы П. Черниковича
21
А. Е. Штанг Кубок «Жизнь Севера» 1945 г. МНИ Н. Д. Буторин Нож птицы 1977 г. МНИ
27
Литература 1. Архангельская область. Фотоальбом. – М.: Советская Россия, Колбасенко М. Н. Методика преподавания факультативных курсов по экологии 1-4 классы (региональный компонент). — Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Митлянская Т. Б. Холмогорская резная кость. – Архангельск. Северо-Западное книжное издательство, 1991.
Подготовка кости к работе
Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.
Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.
Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.
Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.
Вычистите заготовку изнутри и снаружи.
Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.
Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.
Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа.
Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.
Часто задаваемые вопросы по обработке кости
Здесь попытаюсь собрать однотипные вопросы, которые часто задают касательно обработки кости. Сразу стоит оговориться, что я не профессионал, а любитель, резьба для меня — любимое хобби, поэтому в ответах я не претендую на объективность и полноту.
Q: Я хочу начать резать, с чего мне начать?
A: Начните с начала, «дорогу осилит идущий». Начнёте резать — поймёте, что к чему, появятся конкретные вопросы, на которые проще найти ответы, чем на абстрактный «с чего начать?»
Q: Какой инструмент мне нужен?
A: Здесь тот же принцип, что и в предыдущем ответе: начнёте двигаться — сами поймёте, что вам нужно. Можно обходиться только ручным инструментом, можно, как я, точить кость дремелем. Среди профессионалов бытует презрительное отношение к тем, кто обрабатывает кость с помощью электроинструмента
Я же считаю, что не важно, каким способом вы создаёте что-то, важно, что получается в итоге
При любом способе обработки совсем необязательно сразу иметь весь спектр инструмента, и интструмент необязательно должен быть дорогим. Инструмент накапливается постепенно, годами, пропорционально навыкам, по мере продвижения вам требуется всё больше и всё более специфичный инструмент.
Q: Где вы берёте кость?
A: Для начала лучше начать с обычной коровьей кости. Можете собирать остатки костей с кухни, можете купить кость на рынке. Для резьбы годится только цевка — трубчатая кость с ноги животного, любая другая кость — пористая, и для резьбы не подходит. Можно также собирать кость на улице, обглоданную собаками и вымытую дождями.
Перед резьбой кость следует механически очистить от органики и обезжирить. Для обезжиривания кость вываривается в растворе пищевой соды: на литр воды — одну пачку соды. Варить следует пару часов, периодически меняя воду. Когда сверху образуется шапка из грязной пены, состоящей из грязи и жира, связанного содой, раствор следует сменить, продолжая варить, пока пена не будет чистой и белой.
Также желательно иметь под рукой пластилин, для предварительного моделирования того, что вы хотите вырезать. Когда освоитесь с неприхотливой костью, можно переходить на капризные «благородные» материалы: бивень мамонта, клык моржа, зуб кашалота, рог барана. Эти материалы более плотные и каждый со своим характером и спецификой. Думаю, когда вы дойдёте до обработки бивня, мои советы вам уже не понадобятся.
Q: Я хочу начать резать, чтобы заработать много денег.
A: Это в корне неверный подход. Во-первых, потому что подобное хобби — это прежде всего большие расходы: на инструмент, на материал, и пройдёт много времени, прежде чем вы сможете что-либо продать. Во-вторых, на мой взгляд, корыстный подход к творчеству неплодотворен — если вы будете сконцентрированы на деньгах, вы не создадите ничего действительно стоящего. Как и везде в жизни, вы сможете извлечь материальную выгоду из любого занятия только тогда, когда вы занимаетесь любимым делом ради него самого. Я не маркетолог и не экономист, сужу по себе — я буду резать независимо от того, продаются ли мои работы. Очень хорошо, когда любимое дело приносит прибыль, ведь деньги дают вам определённую свободу и высвобождают время, которое можно посвятить резьбе. Но, повторяю, первичной должна быть всё-таки резьба.
Кроме того, для успешной продажи ваши изделия должны быть достаточно оригинальными и интересными, нести индивидуальный почерк мастера и в идеале, должны быть узнаваемы среди работ других мастеров.
Вкладывайте в работу душу — и признание обязательно найдёт вас, и деньги непременно придут к вам. Творите, не оглядываясь ни на кого, воплощайте образы, которые приходят к вам, ведь талант — это то, что даётся свыше, и пренебрегать им нельзя. Талант есть у всех, нужно просто развить его и дать выход, тогда тонкий ручеёк станет могучей рекой.
FAQ будет пополняться, вы можете помочь мне в расширении топика, задавая ваши вопросы.
Последовательность резьбы
Класс по подготовке материала
Все костные останки животных обрабатываются опиливанием нерабочих участков и обезжириванием, для чего кость варят в кальцинированном содовом растворе на протяжении 2–3 часов. После просушки материал распиливается, шлифуется, отбеливается, полируется. Этапы подготовки с применением специального инструмента для резьбы по кости:
- распиловка включает выбор оптимальных кусков без дефектов и трещин, делается вручную или механическим способом;
- шлифовкой выравнивается изделие, снимаются трещины, работа производится сначала грубым абразивом, окончательная шлифовка производится полужидкой пемзой мельчайшей фракции;
- отбеливание имеет конечной целью удаление пятен и желтизны с поверхности и окончательное обезжиривание, процедуру совершают в растворе каустика при кипении в течение получаса;
- склеивают отдельные части для увеличения размера изделия на рыбьем клею или используют клей марок ПВА, БФ-4, БФ-2;
- полировка завершает подготовительную часть и производится меловым раствором вручную.
Окраска изделий
Окрашивают все виды костей, предварительно обработав их пергидролем или спиртом, процесс делается после полировки. Для тонировки используют графит, его втирают в поверхность, поверхность окрашивают с помощью природных материалов и красителей (лук, чай, орех, петрушка), можно применять анилиновые вещества для окраски шерсти.
Оборудование и инструменты
Для обработки и резьбы понадобится круглопильный станок со сменными дисками, шлифовальный, токарный агрегаты. Для художественной части нужна медицинская бормашина, ручной лобзик для тонких работ, полировальный станок. мастер-класс по этапам работы:
- тщательно наносится рисунок на поверхность, прорисовываются тончайшие детали росписи;
- тонкой насадкой обрабатываются основные контуры;
- закругленными резцами врезают гладкий рельеф;
- тонким инструментом подчеркивают основной узор и прорабатывают детали;
- делают заготовки всех накладных элементов и вставок из дерева, металла, фольги, рога и помещают их в нужные места, приклеивая к поверхности; (
36
оценок, среднее: 5,00
из 5)Резьба по кости. Народы Севера
Виды и особенности резьбы по кости
Резьба по кости — это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом
Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.
Рельефная резьба
Резьба по кости является очень древним искусством. Она прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер. Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.
Видов резьбы по кости несколько:
- гладкая
- рельефная
- сквозная
Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности. Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы. И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.
История зарождения резьбы по кости
- Главная
- Блог
- История зарождения резьбы по кости
Искусство резьбы по кости — древнейший вид деятельности в декоративно — прикладном направлении. Возникновение косторезного промысла берет начало в эпоху зарождения человеческой цивилизации. Древние мастера изготавливали предметы быта иглы, ножи, ложки, наконечники для стрел, а также ювелирные украшения и предметы сакрального предназначения. Со временем интерес к косторезному мастерству вырос, стал отдельным видом творчества, и частью человеческого достатка и роскоши.
Для резьбы по кости чаще использовались: бивни слона и мамонта, “цевка” — кость крупного рогатого скота, зуб кашалота, олений и лосиный рог, клык моржа. В мировых музеях хранятся изделия из мамонтовой и слоновой кости, которые относятся к эпохам всех времен и культур. Тонкости художественной резьбы по кости зародились еще в ювелирных мастерских Минойской цивилизации. Ученые выявили, что примечательным и значимым считается культурное наследие Минойской цивилизации, которое представляло прообраз всеми известной Атлантиды. К счастью, мы можем лицезреть по прошествии тысячелетий, сохранившиеся изделия из кости тех времен.
В зарождение и развитие резьбы по кости великий вклад внесли древние мастерские Греции и Рима. Сохранилась информация, что в древней Греции мастера изготавливали огромные изваяния. Самым значимым произведением тех времен является огромная статуя Зевса в Олимпии покрытая пластинами из кости. В античности небольшие статуи мастера целиком вырезали из слоновой кости. Статуи большего размера состояли из деревянного каркаса, облачения покрывались золотом, а части лица и тела выполняли из бивней крупных млекопитающих. Такие изображения имели название — Хрисоэлефантинная скульптура. Мастера из Константинополя создавали творения из благородного материала, которые послужили образцом для Европейских мастеров — косторезов в эпоху средневековья.
Cтатуя Зевса в Олимпии
В Средневековом искусстве косторезный промысел обогатился созданием религиозных произведений искусства и имел особенное значение. Создавались костяные иконы, и рельефные накладки с изображением святых. В эпоху средневековья изделия из кости стали признаком высокого достатка и материального положения. В Италии и Германии продолжают использовать изделия из природного материала для отделки интерьера, украшают мебель, создают интерьерную скульптуру, и изготавливают предметы обихода.
В Азии и на Востоке изготавливались образцовые изделия, здесь появлялись специальные школы, где из поколения в поколение передавались тонкости художественной резьбы по кости. Восточное косторезное искусство всех времен сохраняет видное место. Самым знаменитым воплощением Китайских мастеров является произведение “Шар в шаре”. Этот шедевр был создан впервые около тысячи лет тому назад. Во всем мире изделия мастеров Китая являются наиболее заметными и известными.
Китайская резьба по кости Шар в шаре
Искусство резьбы по кости в России произрастает в старинном Новгороде. В процессе археологических исследований было найдено множество изделий из кости. Впоследствии промысел зародился на Севере нашей страны. На Севере сырья было в достатке, и пролегали купеческие караваны в страны Востока и Запада. Северные мастера в некоторой степени повторяли Европейский принцип резьбы. Здесь зародились первые косторезные русские школы — это Тобольская, Якутская и Чукотско-эскимосская школы. Русские изделия из кости отличались многофункциональностью, и имели практическое использование, малая часть служила для украшения быта. Исключительной особенностью для русских резчиков оказалось то, что мастера имели доступ не только к кости животного происхождения, но и добываемой из недр земли мамонтовой кости. Бивень мамонта стал основой для создания изделий русских мастеров.
Холмогорская резьба по кости, резной гребень
В наши дни количество сверх драгоценного сырья исчерпывается, что создает для мастеров сложное положение. Но невзирая на возникающие трудности материал преображается с помощью мастеров — профессионалов в прекрасные изделия, являющиеся мировым культурным наследием всех времен!
Выбор материала для резьбы
По способу исполнения резьба подразделяется на виды:
- рельефная;
- сквозная;
- гладкая.
В зависимости от этого подготавливается материал, вид готового изделия напрямую зависит от выбора материала
Мастеру важно знать особенности каждого материала и способа его подготовки
Кость мамонта используется для многих изделий в разной технике. Она мягче моржовых костей, поэтому быстрее обрабатывается и позволяет делать сквозную резьбу. Из-за длительного залегания в земле останки мамонта окрашиваются в различные природные цвета, что с успехом применяют мастера.
Слоновая кость является отличным материалом и не уступает по качеству мамонтовым костям. Благодаря большим размерам есть перспектива получить статуэтки и ларцы внушительных габаритов. Из-за природной белизны работа с материалом требует особой проработки всех элементов, так как неопрятности четко проступают на белом фоне.
Для начинающих мастеров, прежде чем взяться за резьбу по кости, есть возможность освоить более доступный материал — кокосовую скорлупу. Резьба по кокосу уже стала отдельным видом прикладного искусства — мастера создают из нее самые разнообразные предметы декора и обихода: светильники, вазы, чаши, подсвечники, фигурки. Из скорлупы делают и оригинальные украшения, от сережек до браслетов, и даже пуговицы.